Министерство инфраструктуры Украины намерено создать пилотный проект по восстановлению и ремонту автомобильных дорог в Украине за счет взимания штрафов с перевозчиков за проезд по автодорогам страны с нарушением габаритно-весовых норм. Об этом сообщил глава дорожного департамента Министерства инфраструктуры Роман Хмиль.
“Мы также пришли к тому, что нужно штрафы устанавливать в зависимости от перевеса, они должны быть большими, но в целом экономически обоснованные тарифы таковы”, – подчеркнул Хмиль.
Согласно презентации реформы дорожной отрасли, министерство считает необходимым установить новые справедливые штрафы за нарушение весовых норм (1 тыс. грн. – 10 тыс. грн.) или увеличить их еще больше до уровня европейских стран (Польша – 1,5 тыс. евро, Германия – 10 тыс. евро).
В настоящее время в Украине минимальный штраф за перевес автотранспортного средства составляет 1,7 тыс. грн.
Кроме того, транспортное ведомство намерено ввести двойной контроль веса автотранспортных средств, в частности грузовиков. Автоматический весокомплекс будет передавать информацию о перегрузе инспектору, который обязан остановить и оштрафовать такой автотранспорт. В свою очередь инспектор будет иметь средства видеофиксации и веб-камеру для автоматической трансляции своей работы в Интернете.
Контроль за работой инспектора будет осуществлять Мининфраструктуры, в базу которого система автоматического весокомплекса продублирует информацию о перегрузе. Если инспектор намеренно пропустит перегруженный транспорт без наложения штрафных санкций, он будет уволен. “Идея в том, чтобы внедрить двойной контроль. Автоматическая рамка взвешивает транспортные средства, эта информация идет инспектору, одновременно поступает также в Мининфраструктуры и СБУ для независимого контроля инспектора. Он, получая информацию, обязан остановить авто и оштрафовать его. Если он пропустил такой автомобиль, он будет уволен, так как не выполняет функции”, – сказал Хмиль.
Кроме того, министерство предлагает установить полный запрет движения транспорта с весом более 40 т для делимых грузов, а также ввести ответственность компании, которая загружает авто, за перевес, при условии, если не было проведено контрольное взвешивание в присутствии перевозчика.
Реализовать такие идеи министерство предлагает в первую очередь на дорогах Николаевской области, так как в наихудшем состоянии на сегодняшний день находится дорожное покрытие в южных областях Украины, а 99% ущерба дорогам наносят груженые сверх норматива автотранспортные средства. “За последние несколько лет резко ухудшилась ситуация с дорожным фондом – он перестал быть целевым, а в этом году на ремонт дорог у нас предусмотрено более 3 млрд. грн. Поэтому появилась идея сделать такой проект в Николаевской области”, – сказал первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер.
Предполагается, что источниками наполнения дорожного фонда в Николаевской области будут заинтересованные инвесторы, местные автоперевозчики, а также морские порты и “Укрзализныця”. “В результате на каждую сэкономленную перевозчиком гривню государство должно израсходовать 6 грн. на восстановление дороги”, – сказал Шульмейстер.
Ранее Министерство инфраструктуры Украины сообщило о планах в декабре ввести на украинских дорогах габаритно-весовой контроль для грузового транспорта. Согласно решению Кабмина, с августа 2014 г. введен мораторий на проверки всех предпринимателей, в том числе и автоперевозчиков. В январе мораторий был продлен до конца первого полугодия.
Процедура весового контроля была введена в 2007 г. Из-за отсутствия контроля за работой весовых пунктов данная процедура превратилась в дополнительную коррупционную схему и не выполняла функций по контролю за перегрузом транспорта. К тому же имело место выборочное использование штрафов предыдущим правительством против свободных перевозчиков, конкурирующих с подконтрольными властям компаниями.
С идей возвращения весового контроля на дорогах Украины в марте выступил министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. По его словам, отсутствие весового контроля является главной причиной ухудшения состояния украинских дорог, а самой дорожной отрасли наносятся многомиллиардные убытки.
Как отметил глава дорожного департамента Министерства инфраструктуры Украины Роман Хмиль, более 30% грузового транспорта передвигаются по украинским дорогам с превышением допустимых весовых норм. По его словам, автоматический весовой контроль автотранспорта на дорогах может быть введен в январе 2016 г. Стоимость проекта составляет $5-15 млн., а для работы системы необходимо приобрести как минимум 50 автоматических комплексов.
Кабинет министров Украины в рамках реформирования системы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования до 2017 г. создаст в структуре госбюджета фонд для финансирования ремонта и строительства автодорог страны. При этом местные власти смогут направлять на содержание дорог сборы от акциза на топливо с АЗС в 5-10%, а также создавать территориальные дорожные фонды. (УНИАН/Транспорт Украины и мира)