Поставщики электроэнергии для железных дорог отмывали деньги в двух фирмах, имеющих признаки “налоговых ям”. Об этом со ссылкой на результаты расследования, проведенного совместно руководством “Укрзализныци” и правоохранительными органами, сообщает “Цензор”.
Как установлено, три связанные между собой компании “Укрэнерготранзит”, “ГазЭнерго” и “Энерготраст” закупали электроэнергию у госпредприятия “Энергорынок” и перепродавали железным дорогам. Доходы они переводили на счета более десяти фирм, якобы оплачивая консультационные, консалтинговые и информационные услуги. Далее контрагенты переправляли многомиллионные финансовые потоки в два конвертационных центра, сообщает издание.
По словам главы Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, это классическая схема, которой пользуются при отмывании средств, полученных из госбюджета или от госпредприятий.
Ранее глава “Укрзализныци” Максим Бланк дал указание отказаться от приобретения электроэнергии у фирм-посредников, переводивших доходы в налоговые ямы, максимально увеличив долю прямых закупок на Оптовом рынке. Также он поручил подготовить проведение новых тендеров, где будет оцениваться налоговая чистота поставщиков. “Так случилось, что на протяжении многих лет независимые поставщики не меняются, все они аффилированные между собой. Налицо многолетний сговор с доходной частью 400-500 млн. грн. в месяц. Налоговая вскрыла эти потоки и сообщила нам”, – заявил Бланк.
В 2012 г. Генпрокуратура уже пыталась навести порядок в сфере закупок электроэнергии на железных дорогах. Как писали “Наши гроши”, “Укрэнерготранзит” выиграл в 2009 г. тендер на поставку электроэнергии для ЮЗЖД, в 2010 г. и 2011 г. сделка была пролонгирована без проведения тендерных процедур. Как выяснили правоохранители, за три года “Укрэнерготранзит” получил более 1,7 млрд. грн., из которых порядка 100 млн. были перечислены на счета фирм, занимавшихся обналичиванием средств предприятий. Прокуратура попыталась получить в Печерском райсуде санкцию на внеплановую проверку ЮЗЖД, но получила отказ.
Долгие годы начальником Главного управления электрификации и электроснабжения “Укрзализныци” работал Валерий Людмирский. “Был ли высокопоставленный сотрудник госпредприятия осведомлен о том, что поставщики систематически обирают железную дорогу на сотни миллионов гривень? Ведь схема была классической – как дважды два понятная рядовому налоговому инспектору. Что уже говорить о начальнике управления”.
В “Укрзализныце” заверяют, что со своей стороны сделают все, чтобы расследование было доведено до конца, несмотря на возможное противодействие. “Эта схема – самая большая и долговременная, работавшая на УЗ. Люди, связанные с ней, опасны и имеют серьезную “крышу”, – предупредил Максим Бланк. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)