Аэропорт “Борисполь” лихорадит. Виной тому – задержка рейсов базового перевозчика, авиакомпании “Международные авиалинии Украины” (МАУ).
Согласно онлайн-табло аэропорта, 27 июля были отменены рейсы в Варшаву и Москву, задерживались в Вену, Ларнаку и т. д. В пресс-службе МАУ извиняются и объясняют это поломкой сразу нескольких самолетов.
В то же время, Кабмин Арсения Яценюка на ближайшем заседании готовится утвердить финплан аэропорта “Борисполь”. Ожидается, что в этом году девальвация поможет ему резко нарастить доход…
В текущем году самый крупный украинский аэропорт “Борисполь” планирует нарастить, по сравнению с предыдущим годом, чистый доход на 45,6% до 2,297 млрд. грн. При этом, EBITDA увеличится на 49,5% до 1,491 млрд. грн.
В финплане “Борисполя” содержится информация о пятилетних финансовых ожиданиях аэропорта. Через пять лет, в 2019 г., аэропорт планирует нарастить, по сравнению с 2014 г., чистый доход в два раза (до 3,222 млрд. грн.), а EBITDA – в 1,9 раза до 2,899 млрд. грн.
Документ согласован на правительственном комитете по вопросам развития инфраструктуры и экологической политики 21 июня. Пока неизвестно, на какое именно заседание Кабмина планируется вынести финплан “Борисполя”. Но в пресс-службе “Борисполя” сообщили, что ожидают принятия финплана на ближайшем заседании Кабмина.
Также в пресс-службе подтвердили действительность показателей – при условии курса гривни к доллару к на уровне 21,7.
В аэропортуожидания строят на стратегии реформирования, ключевыми направлениями которой являются:
– наличие авиаперевозчиков, которые реализуют стратегию хаба в аэропорту;
– повышение уровня сервиса и привлекательности аэропорта для пассажиров и т. д.
Также в текущем году “Борисполь” намерен уменьшить задолженность по кредитам. На начало 2015 г., она составляла 3,72 млрд. грн. А на конец года должна уменьшиться до 3,26 млрд. грн. – на 12,3%.
Согласно финплану, в этом году “Борисполь” намерен продолжить инвестировать в инфраструктуру. Львиная доля запланированных средств, 154 млн. грн., будут направлены на строительство паркинга. Ожидается, что это будут кредитные средства от выпуска облигаций в 2012 г., уточнили в пресс-службе “Борисполя”.
Также аэропорт планирует начать строительство насосно-фильтрационной станции централизованной заправки самолетов. На это предусмотрено направить 48 млн. грн. собственных средств.
Небольшие инвестиции запланированы на строительство автоматизированной системы раннего выявления угрозы возникновения чрезвычайного ситуации и оповещения населения в аэропорт – около 1,3 млн. грн., строительство автоматизированной системы управления заправки топливом на перронах – 0,4 млн. грн. и пристройки к мойке и покраске спецмашин – 0,3 млн. грн. На эти проекты также будут направлены собственные средства “Борисполя”.
В пресс-службе “Борисполя” подтвердили все планы по инвестициям, кроме строительства паркинга. “Отобрано минимальное количество проектов, реализация которых позволит повысить уровень сервиса и привлекательности аэропорта, обеспечит повышение операционной эффективности и оптимизацию технологических процессов”, – объяснили в пресс-службе.
В то же время, возведение паркинга зависит от решения судов. Сейчас аэропорт судится с “недобросовестным подрядчиком”.
Аэропорт, скорее всего, сможет выполнить план 46%-ного роста чистого дохода в гривне за счет ее девальвации, считает член набсовета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. “В прошлом году в аэропорту отмечалось резкое падение пассажиропотока. Но за счет того, что цены на большинство услуг, которые он оказывает авиакомпаниям, зафиксированы в иностранной валюте, аэропорту удастся в этом году показать рост доходности в гривне”, – отметил исполнительный директор авиакомпании “Аэроджет” Анатолий Мазуренко.
Например, регистрация пассажиров вместе с услугами по безопасности обходится авиакомпаниям в $17 с пассажира. “Аэропорт берет этот показатель, умножает его на официальный курс НБУ к валютам, и выставляет счет перевозчикам, – уточнил Анатолий Мазуренко. – Цифры в проекте финплана корректны и реальны. Возможно, даже в случае позитивной динамике в отрасли и еще большие рост гривневой доходности”.
Анатолий Мазуренко считает, что нельзя говорить о заниженности гривневой доходности аэропорта, поскольку в прошлом году аэропорт показал серьезное падение пассажиропотока. “Два противоположных по динамике показатели – девальвации и пассажиропотока – и дали такой примерно 46%-ный рост доходов аэропорта в гривне”, – сказал он.
Гендиректор компании “Мастер-Авиа” (управляет аэропортом “Киев”) Алексей Яковец считает, что для получения 2,3 млрд. грн. чистого дохода в 2015 г., “Борисполю” необходимо нарастить пассажиропоток на 10-15%.
“Однако, по большому счету аэропорту уже некого привлекать. Основная задача аэропорта – удержать те авиакомпании, которые на сегодняшний день стабильно летают. Ни British Airways, ни Lufthansa частоты добавлять и наращивать полеты в Украину не будут”, – убежден Алексей Яковец.
Он напомнил, что основной источник доходов “Борисполя” – это МАУ. “Если перевозчик сможет увеличить карту полетов и, соответственно, нарастить свой пассажиропоток, то это принесет дополнительный пассажиропоток и “Борисполю”, – подчеркнул Яковец.
Артур Винюков-Прощенко отметил, что сейчас не видно факторов, которые позволят аэропорту в том же темпе наращивать чистый доход. “Девальвация постепенно уменьшит свое воздействие, а резкого роста пассажиропотока, который мог бы способствовать росту доходности, не прогнозируется”, – пояснил он.
А идея строительства хаба на базе “Борисполя” упирается в жесткую конкуренцию со стороны аэропортом Стамбула, Москвы, подчеркнул Артур Винюков-Прощенко. “Эти аэропорты в последние годы активно привлекали транзитные пассажиропотоки за счет удобства стыковки, времени пересадки и тому подобное, из нашего региона. Поэтому ожидать, что эти пассажиропотоки переключатся на “Борисполь” нельзя”, – резюмировал Артур Винюков-Прощенко. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)