Дерегуляция в портах, инициированная Министерством инфраструктуры и закрепленная Постановлениями КМУ №491 и №492, уже дала первые результаты, отмечают портовые экспедиторы
По словам, руководителя транспортно-экспедиторской компании “Митридат” (Одесса) Игоря Галева, меньший простой суден вскоре повлияет на стоимость товаров, импортируемых в Украину морским транспортом.
“Оформление ускорилось. Однако, процесс проверок можно ускорить еще больше. Сделать единое окно, где будет одна служба, и где будет меньше человеческого фактора. В идеале – одна служба, которая не затрагивает ни клиента, ни транспортно-экспедиторскую компанию. Это будет очень быстро и облегчит также работу и проверяющим органам”, – пояснил экспедитор.
Он высказал уверенность в том, что первыми позитивные изменения от дерегуляции почувствуют импортеры, а объемы перевалки импорта вырастут. Кроме того, вернется часть транзитных грузов. “Возможно, Беларусь вернется, Молдова увеличит транзитные потоки, Польша. Все зависит от сервиса и цен. Это тоже деньги в страну без особых усилий. Нашим импортерам это будет однозначно интересно – это сэкономленные деньги, которые позволят им быть конкурентными”, – подчеркнул Галев.
Особый акцент в портах делают на внедрении так называемого принципа “молчаливого согласия”, который переводит большинство проверок в электронный режим. Если программа не находит ошибок, чиновники от целого ряда служб – фитосанитарной, ветеринарной, экологической, таможенной и др. ограничиваются камеральной проверкой.
“Раньше эта процедура занимала порядка 3 часов, теплоход отшвартовывался, и условно говоря, 3 часа простаивал, пока комиссия проводила все манипуляции. Это дополнительные затраты для судовладельца, и как следствие, удорожание отправляемой продукции. Система нововведений позволяет исключить необоснованные проверки непосредственно на борту судна и сэкономить время”, – уверен директор транспортно-экспедиторской компании “Атис” (“Южный”) Максим Морозов.
По его словам, изменения, инициированные министерством инфраструктуры нацелены на более активное ведение бизнеса, поскольку теперь суда обрабатываются значительно быстрее, грузовладельцы несут меньше расходов. При этом неожиданным для экспедиторов стала отмена ручного радиологического контроля, который теперь будет осуществляться стационарными установками.
“Если раньше прохождение радиологического контроля стоило денег, то сейчас платить не нужно. Замерять вручную весь груз дорого – это сложная и трудоемкая процедура. В новых условиях стационарные средства измерения фона будут установлены при въезде в порт, что позволит быстро проводить замеры. В данном случае речь идет об установках “Янтарь”, которые уже сертифицированы в Украине. В Одесском порту такая установка уже работает, но это была инициатива порта, а сейчас такие установки станут обязательны для всех”, – прокомментировал нововведение представитель одной из стивидорных компаний Геннадий Лупу.
Эксперты уверены, что дерегуляция в портах сделает Украину более привлекательной в глазах международных судовладельцев. “Упрощается алгоритм и система проверки. Наши порты станут более привлекательными, повысится их конкурентоспособность в Черноморском регионе. 95% – что к старой системе мы уже не вернемся”, – подытожил Морозов. (Comments.ua/Транспорт Украины и мира)