Утвержденный на прошлой неделе Министерством инфраструктуры финансовый план крупнейшего в Украине морского порта “Южный” является политической коррупцией, считает директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник. По его словам, согласно утвержденному финплану, в обновление порта будет вложено более 400 млн. грн. государственных капитальных инвестиций. Однако, при этом порт активно готовят к передаче в концессию частному собственнику.
“Такие инвестиции накануне того, как объект будет передан в концессию, можно рассматривать только, как своеобразную политическую коррупцию , как передачу государственных денег частным лицам. Потому что, если мы вкладываем государственные деньги , а потом видим что этот объект попадает в концессию к структурам связанным с украинскими олигархами – то можно сказать, что за наш счет, нашими деньгами оплачена концессия, оплачена прибыль с этого объекта для олигархов”, – считает эксперт.
Бортник также отметил, что в мире не было и нет практики вкладывания госсредств в предприятие перед тем, как отдавать его частнику. Эксперт уверен, что под табличкой “модернизация госпорта” спрятана крупная коррупционная сделка. “Это противозаконная схема. Вообще при передаче объекта в концессию дополнительное государственное финансирование выглядит бессмысленным – потому что мы отдаем объект для того, чтобы бюджет получал прибыль, а не тратил на него деньги. Именно снятием груза с госбюджета и обуславливается концессия. Это противоестественный и, скорее всего, коррупционный процесс. Было бы понятно, если бы государство инвестировало в свою собственность, не планируя передавать его в концессию, рассчитывая на увеличение прибыли и отчислений в госбюджет. А так мы инвестируем в объект, прибыль с которого будут получать частные лица. Это выглядит такой формой политической коррупции, лоббирования чьих-то интересов на наивысшем государственном уровне”.
Ранее эксперты отмечали, что концессия единственного глубоководного порта страны – МТП “Южный” осуществляется согласно поручению администрации президента, которая поручила МИУ выполнить решение беглого экс-президента В. Януковича №1-1/635 от 08.04.2011 г.
По мнению Бортника, новые вложения в порт “Южный” можно оправдать только, если правительство откажется от передачи объекта частнику, а откроет равный доступ к мощностям порта для всех грузовладельцев. Сегодня, по мнению отраслевых специалистов, в МТП “Южный” сложилась стойкая монополия одной компании, а сам порт постепенно превращается в узкопрофильную перевалочную базу для железорудного сырья. “Вообще все объекты, и порт “Южный” и Припортовый завод и другие, которые приносят прибыль – они должны обязательно остаться в собственности государства. Под приватизацию, концессию могут подпадать только те объекты которые долгое время 5 и более лет – убыточны. Что касается права пользования, то право перегруза через этот порт нужно вынести на аукционы. Условно говоря, мощности порта предлагать на аукционе. Не исключено, что может быть много компаний, которые захотят пользоваться этим портом. Так мы получим максимально возможную цену, обеспечим конкуренцию и защитим госсобственность от монопольного влияния той или иной корпорации или олигархической группы”, – резюмировал эксперт. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)