Предложенный Мининфраструктуры проект закона “О железнодорожном транспорте” значительно ухудшит условия ведения бизнеса в Украине, дав проверяющим органам еще одну формальную возможность давления практически на любое крупное предприятие в Украине.
Об этом заявил руководитель комитета железнодорожного транспорта Федерации работодателей транспорта Украины Дмитрий Демидович.
“На сегодняшний день Укртрансинспекция или будущая инспекция, которая будет контролировать вопросы безопасности, занималась непосредственно инфраструктурой на железной дороге. Какой смысл теперь запускать ее на территорию промышленных предприятий. Пусть бизнес сам занимается своей инфраструктурой. Зачем мы усложняем взаимоотношения между бизнесом, министерством, инспекцией и т. д.? Я считаю это абсолютно лишняя инициатива, которая не должна быть в этом законе”, – подчеркивает Демидович.
По его словам, проект МИУ был разработан без консультаций с участниками отрасли и без учета их позиции. В результате его принятие приведет к снижению уровня инвестиций в развитие производства, так как тарифная политика в сфере перевозок станет непрозрачной и непрогнозируемой. Работа предприятий, связанных с ж/д перевозками, будет зависеть от решений Нацкомиссии регулирования транспорта, которая получит право утверждать тарифы без осуждения с участниками рынка.
“Сегодня железная дорога, Мининфраструктуры обсуждает тариф, проводит открытую дискуссию, есть слушания. Закон о естественных монополиях подразумевает, что НКРТ утверждает тариф самостоятельно без дискуссии. Это будет игра в одни ворота. Обратите внимание, что на последней встрече, на которой обсуждалось повышение тарифов на перевозки, было очень много участников. Завтра мы эту дискуссию теряем”, – подчеркнул Демидович.
Эксперт подчеркивает, что с применением положений закона, автором которого выступает министерство, могут также возникнуть трудности, поскольку его фундаментальные определения требуют пояснения. Это последствия отсутствия диалога с отраслью в процессе разработки документа. “Закон достаточно сложно написан в этой части и трудно понять, что такое общественная инфраструктура, что такое необщественная инфраструктура. Я, например, так до конца и не разобрался, разделились мнения и у юристов по этому вопросу. То есть, есть масса моментов в законе, которые уже на этом этапе порождают конфликт интересов”, – отмечает Демидович.
Проект закона “О железнодорожном транспорте”, который Мининфраструктуры передало на рассмотрение в Кабмин, вызвал множество нареканий со стороны экспертов. По их мнению, закон однобокий и учитывает только позицию чиновников. В законе не урегулирован механизм инвестирования в железнодорожную инфраструктуру, отсутствуют возможности для бизнеса контролировать использование вложенных ими средств. В том числе не прописаны ограничение для целевого использования “Укрзализницей” средств, поступающих в качестве инфраструктурной части тарифа.
Отмечается также, что законопроект ориентируется в формировании тарифов на тарифы мирового рынка, при этом не учитываются такие специфические украинские факторы, как развитая сеть железных дорог, сформированная грузовая база и высокая интенсивность ж/д перевозок. (forbes.net.ua/Транспорт Украины и мира)