Министерство экономики и коммуникаций (MKM) намерено ввести для грузовиков весом более 3,5 т транспортный налог из расчета времени пути; для уравновешивания государственного бюджета Министерство финансов наметило уже на 2017 г. в качестве поступлений с платы за пользование дорогами 10 млн. евро.
В проведенном по заказу госканцелярии исследовании Ernst & Young рассчитанная на основе аналогичных налоговых ставок других стран средняя сумма налога из расчета времени пути составляет 722 евро в год, а стоимость дневного билета – 12 евро, сообщается в представленном правительственному кабинету плане.
Фирма исследований советует обложить налогом всю дорожную сеть, поскольку при частичном налогообложении возможен негативный эффект от перехода движения на дороги низкой категории. По планам, вступление механизма в силу не потребует существенных расходов, поскольку проверки оплаты будут проводиться в ходе полицейского дорожного надзора.
В то же время, страны ЕС по-разному взимают транспортный налог, по сообщению министерства, для разработки конкретного плана необходимы дополнительные консультации с еврокомиссией по интерпретации директивы. На данный момент расчеты сделаны с учетом обложения местных перевозчиков подневной платой.
Согласно исследованию, другими альтернативами являются также транспортный налог из расчет пропускной способности и ежегодный налог на легковые автомобили, но министерство отклонило эти варианты.
Согласно предварительному анализу воздействия механизма, повышение расходов на 722 евро на средство транспорта (всего на 16 млн. евро) сократило бы маржу общей прибыли коммерческой деятельности эстонских предприятий наземного транспорта с 12,8% до 11,7%, в результате Эстония опустилась бы в рейтинге стран ЕС на два места – с 15-го на 17-е.
В связи с директивой ЕС страны обязаны облагать налогом грузовики весом не менее 12 т. В Эстонии директива выполнятся в минимальном объеме. Эстония и Финляндия также являются единственными странами ЕС, которые не ввели для транспорта плату за пользование дорогами.
Потребность в транспортном налоге связана с потребности в дополнительных средствах на обслуживание дорог, поскольку с 2020 г. существенно снизятся средства из фондов ЕС. Кроме того, государство хочет получить дополнительные средства на крупные инвестиции в транспортную инфраструктуру. Еврокомиссия также планирует законодательные изменения, которые могут включать предложение об обязательном введении транспортного налога на тяжелый грузовой транспорт.
После того, как правительство одобрит предложение, MKM сможет приступить к разработке соответствующего законопроекта. (АвтоТрансИнфо/Транспорт Украины и мира)