Руководители предприятий горно-металлургического комплекса Украины обратились к премьер-министру Арсению Яценюку с просьбой ввести мораторий на повышение железнодорожных грузовых тарифов до момента стабилизации ситуации на внешних рынках металла и железорудного сырья. Соответствующий документ был направлен главе правительства.
В обращении говорится, что ухудшение конъюнктуры на мировых рынках стали и железорудного сырья, отсутствие иностранного финансирования и логистические проблемы, которые вызваны конфликтом на востоке Украины, значительно ухудшили конкурентоспособность украинских металлургов на традиционных рынках сбыта. Это, согласно документу, в дальнейшем может привести к потере этих рынков. Также отмечается, что производство стали в Украине в 2015 г. составило только 70% от уровня 2013 г.
“К сожалению, из-за событий на востоке Украины конкурентоспособность украинских металлургов значительно снизилась (сокращение поставок украинского угля и металлолома, дополнительные затраты на доставку сырья из/до зоны АТО). На сегодняшний день затраты на железнодорожные перевозки уже составляют почти 10% от себестоимости чугуна, и является одной из ключевых статей расходов наряду с коксующимся углем и природным газом. Уровень железнодорожных тарифов напрямую влияет на конкурентоспособность отечественных металлургов. В таких условиях мы можем или сделать все возможное для снижения себестоимости и логистических затрат, или и в дальнейшем будем вынуждены снижать объемы производства на металлургических предприятиях Украины. Это приведет к сокращению производства во всех смежных отраслях (горнодобывающей, производстве ферросплавов и огнеупоров, транспорте и энергетике), уменьшение валютных поступлений в страну и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней”, – сказано в документе.
Украинские производители значительно проигрывают ключевым мировым игрокам на рынке морских поставок железной руды, главным образом, в логистических затратах.
“Сквозные логистические затраты австралийских производителей при поставках к китайскому порту Qingdao на сегодняшний день составляют около $9/т, бразильских – около $12/т. В то же время сквозные затраты производителей Украины составляют около $22/т, причем большая часть расходов не является рыночно регулируемой и не может быть снижена вследствие удешевления стоимости энергоресурсов или в результате конкурентных переговоров (стоимость доставки железной дорогой до глубоководного порта Украины составляет почти $5/т, перегрузка – около $5,5/т, суммарные портовые сборы для судна в/п 175 тыс. т в порту “Южный” – около $3/т (для сравнения, в Бразилии – около $0,5/т), затраты на прохождение турецких каналов и Суэцкого канала – около $2,8/т, портовые сборы в Китае – порядка $0.9/т. Таким образом в этих условиях неснижаемый уровень затрат на логистику составляет $17,2/т, лишь около 20% затрат зависят от рыночной конъюнктуры”, – сказано в обращении.
Согласно документу, в дальнейшем такая ситуация приведет к невозможности удерживать занятые позиции на внешних рынках.
В документе также говорится о том, что, по мнению руководителей предприятий ГМК, в текущих условиях уровень железнодорожных грузовых тарифов в Украине является достаточным для обеспечения безубыточного функционирования железной дороги.
“Также, учитывая наличие целого ряда вопросов и проблем, стоящих перед предприятиями ГМК в этот сложный для экономики Украины период и требуют одинакового понимания и совместного решения в интересах отрасли, общин и государства в целом, обращаемся к Вам с предложением создать постоянную рабочую группу, в которую войдут полномочные представители бизнеса, Министерства экономического развития и торговли, Министерства инфраструктуры, Государственной регуляторной службы. Целью этой группы должно стать формирование взвешенной государственной политики, направленной на создание предпосылок для возобновления промышленного роста и поддержания занятости”, – отмечается в документе. (rbc.ua/Транспорт Украины и мира)