Херсонский морской порт потенциально готов занять нишу “концентратора” речных грузов, – заявил и. о. начальника ХМТП Андрей Соколов. По его словам, в перспективе грузы, которые будут перевозиться по Днепру, в Херсонском порту могут укрупняться в большие партии и переваливаться на морские суда.
“У порта есть перспектива создания грузового хаба. С одной стороны это перспектива любого устьевого порта. С другой, с учетом успеха рейдовой перевалки в Украине попробовать войти порту на этот рынок как самостоятельно, так и вместе с инвестором. Очень хорошая идея – догружать на рейде суда обработанные в ХМТП, либо маленькими баржами с небольшой осадкой собирать груз по реке, а затем укрупнять его в Херсонском порту, переваливая на большие баржи и затем грузить на рейде на морские суда. В Украине это первую очередь, касается зерновых”, – пояснил Соколов.
По словам специалиста по логистике компании “УкрАгроКонсалт” Светланы Малыш, в Украине уже есть подобный хаб в Николаевском порту, однако, пока только по зерновым грузам.
“В Николаеве имеется оператор, который владеет, как инфраструктурой, так и грузопотоком. У них уже выстроена транспортно-логистичекая цепочка. Херсону нужно также чем-то привлечь грузоотправителей, заинтересовать их, чтобы они захотели работать в порту. Это могут быть более выгодные ставки на перевалку, по сравнению с другими портами, более высокая скорость обработки грузов, – считает эксперт.
По мнению экспертов отрасли, Херсонский порт находится в наиболее выгодном расположении в плане развития речного судоходства. Порт может стать не только зерновым хабом, но и концентратором остальных грузов, которые будут перевозиться по Днепру.
По словам Андрея Соколова, такой механизм сэкономит государству средства на ремонт автомобильных дорог, уменьшив количество автоперевозок по направлению к крупным портам, а также разгрузит железнодорожные магистрали. По словам портовика, спрос на такую перевалку уже есть, а в перспективе вырастет еще, как только парламент внесет изменения в Закон Украины “О внутренних водных путях”, разрешив использовать в Украине иностранные баржи без регистрации их под украинский флаг.
“Как эти грузы, которые собирают по речке, погрузить на большой пароход? Либо везти их по железной дороге в большой порт и там грузить. Либо собирать с маленьких барж, переваливать на большие, а затем грузить на большой пароход. Сейчас самое важное для государства – найти инвестиции на создание речного флота и инфраструктуры, на строительство и покупку барж, строительство причалов, организации этих перевозок”, – подчеркнул Соколов.
Он отметил, что Херсонский порт после модернизации и при использовании речного потенциала может перевалить более 4 млн. т грузов в год, хотя, паспортные возможности причалов ХМПП – 3 млн. т, но реально порт переваливает через причалы порядка 1,2 млн. т будучи ограниченным в складских площадях. По словам Соколова, сегодня портовая отрасль переживает общее падение перевалки. За первый квартал по всем гаваням снижение грузопотока составило 10,5%. При этом государственные стивидоры потеряли более 26%.
“В Бердянске – это минус 41,4%, в Измаиле – минус 22%, в Ильичевске – минус 36,2%, в Мариуполе – минус 47,3%, в ХМТП – минус 21,8%. Однако, в Херсонском порту по ряду грузов перевалка все же возросла. В частности, сульфат вырос на 10,5%, хлебные на 38,4% зерновые в составе хлебных выросли в 11 раз, прочие сыпучие на 7,3%. Металлолом сейчас отгружается пароход за пароходом. По углю, коксу, глине, металлу – пока боремся за то, чтобы выйти на стабильный грузопоток”, – резюмировал Соколов. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)