27 мая состоялось заседание комиссии Госавиаслужбы Украины по назначению новых авиамаршрутов. На этом заседании некоторые авиакомпании получили право осуществлять регулярные рейсы параллельно с монополистом авиарынка – компанией “МАУ”.

Например, одна из авиакомпаний получила право летать 5 раз в неделю в Рим, что, конечно же, снизит общую цену на билеты в данном направлении. И что, конечно же, категорически не устраивает частную компанию-монополиста “Международные авиалинии Украины”

Поэтому уже 23 мая она подала иск в суд с требованием отмены новых правил регулирования авиарынка, внесенным приказом Государственной авиационной службы №222 от 04.04.2016 г., который только успел вступить в силу 17 мая.

В иске в Окружной административный суд Киева МАУ требует приказ Госавиаслужбы отменить, а в дальнейших решениях руководствоваться старыми правилами от 24 октября 2014 г. №686 “Об утверждении Авиационных правил “Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий”, которые позволяли монополисту сохранять положение и вынудили уйти из украинского рынка тех немногих лоукостеров, которые вообще осмелились на него зайти.

Приказ №686 вызвал яростное сопротивление подавляющего большинства авиперевозчиков страны. В 2014 г. он был подготовлен тогдашним руководителем Госавиаслужбы Денисом Антонюком под фактическую диктовку МАУ (кстати, до назначения на должность главы ГАС, Антонюк работал директором по развитию маршрутной сети и работе с альянсами МАУ).

Основные претензии отрасли к приказу №686 сводились к следующему. Во-первых, в соответствии с ним, для получения права на выполнение международных рейсов, авиаперевозчик был обязан в течение года совершать рейсы на внутриукраинских линиях.

Во-вторых, устанавливалась прямая зависимость прав на эксплуатацию воздушных линий от наличия конечного бенефициара – гражданина Украины (или государства Украина). Доля такого бенефициара в капитале авиакомпании должна была составлять не менее 50%.

В-третьих, в приказе не было такого условия получения прав на линии, как отсутствие задолженности перед Государственным специализированным фондом финансирования общегосударственных расходов на авиационную деятельность (который является источником наполнения госбюджета) и государственными аэропортами, на чем настаивали участники рынка.

Несмотря на соответствие первым двум требованиям, авиакомпания “МАУ” имеет серьезную задолженность перед бюджетом. В частности, МАУ отказывается платить государственные сборы, мотивируя отказ несовершенством законодательства (на 01.05.2016 г. задолженность компании перед ГАС составила 147 млн. грн.). Свою задолженность МАУ оспаривает в судах, не смотря на то, что эти деньги уже были взяты с пассажиров при покупке билетов как Государственный сбор и авиакомпания “МАУ” пользуется этими деньгами, которые должна была своевременно перевести в Государственный бюджет.

“Все остальные авиакомпании эти сборы исправно платят в соответствии со ст. 12 Воздушного кодекса Украины. Более того, когда некоторым игрокам предложили подать аналогичные иски, они отказались, так как в принципе не принимают идею не платить сборы из-за незначительных неурегулированностей в законодательстве”, – рассказал Андрей Гук, партнер юридической фирмы “Анте”, эксперт авиационного рынка.

В результате полуторалетнего противостояния “МАУ против всех” был принят упомянутый приказ №222, которым спорные положения, вызвавшие наибольшую критику, были урегулированы.

В частности, были изъяты пункты об обязательном выполнении внутренних рейсов в течение года и требования к структуре уставного капитала авиаперевозчика. И, напротив, в приказе №222 появилось условие об обязательной уплате в Государственный специализированный фонд в полном объеме государственных сборов, предусмотренных Воздушным кодексом.

“Поскольку у МАУ есть задолженность по уплате сборов, которую она оспаривает в судах, то изменения правил в этой части означает, что уже в мае во всех заявках МАУ должны отказать. Или МАУ должна погасить долг”, – пояснил Гук.

В тоже время, как подчеркнул юрист, удовлетворение иска МАУ об отмене приказа №222 будет, по сути, означать отмену прав большинства украинских авиакомпаний на международные полеты”, – пояснил партнер юридической фирмы “Анте”, эксперт авиационного рынка Андрей Гук.

Правда, по его мнению, то, что МАУ пытается добиться монопольного положения на рынке через суд, означает, что и Министерство инфраструктуры и Госавиаслужба сегодня намерены “адекватно регулировать рынок, и не идут на поводу отдельных представителей отрасли”. (Антикор/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий