На этой неделе коллективу ГП “Одесский морской торговый порт” будет представлен новый руководитель, которым станет выходец из Винницы, в прошлом – директор “Укрпочты” Игорь Ткачук. Геннадий Жуков, возглавлявший ГП с июля 2013 г., написал заявление об увольнении по собственному желанию. Но сам он дал понять, что это решение не было его личной инициативой. Министр инфраструктуры Владимир Омелян отметил, что назначение произошло по рекомендации из Кабмина. Зачем на Грушевского лоббируют “своего” человека в Одесский порт, если вскоре должен быть избран новый менеджер госпредприятия по процедуре открытого конкурса?

Информация о том, что Одесский порт возглавил Игорь Ткачук, появилась в СМИ 16 сентября. Мининфраструктуры и ГП “Одесский морской торговый порт” пока не публиковали официальных сообщений на этот счет. В порту сообщили, что ожидают выхода на работу и представления нового топ-менеджера коллективу. Сам Игорь Ткачук сказал, что будет готов прокомментировать назначение 1 октября. Министр инфраструктуры косвенно подтвердил назначение, однако сообщил, что высказаться подробнее сможет на текущей неделе.

Геннадий Жуков руководил предприятием с момента начала портовой реформы, в ходе которой каждый порт был разделен на административную и “стивидорную” составляющие. Трудовой путь Жукова плотно связан с околопортовой деятельностью: он родился в Вилково, карьеру начал на Одесском судоремонтном заводе “Украина”, а потом 23 года проработал в службе флота ОМТП, в том числе ее начальником. Собеседники называют его частью “плеяды менеджеров Васькова” (Юрия Васькова – бывшего директора порта, а также экс-заместителя министра инфраструктуры). Васькова в свою очередь принято считать последователем “отца” Одесского порта, еще одного его экс-начальника, а ныне почетного президента Николая Павлюка.

Васькова и Павлюка в порту считают опытными менеджерами с прогрессивными взглядами, которые всегда могли отстоять интересы предприятия перед регуляторными органами и отличались довольно либеральными взглядами на частную собственность. Николай Павлюк подтвердил, что он действительно три года назад рекомендовал Мининфраструктуры рассмотреть кандидатуру Жукова на должность директора порта. Сегодня он был сдержан в оценке результатов его деятельности. “Не могу сказать, что он отработал хорошо. Особых достижений нет. В последнее время ему сильно мешали внутренние конфликты с профсоюзами”, – сказал Павлюк.

Руководитель одного из двух профсоюзов порта Игорь Ткачук, судя по открытым данным его биографии, опыта в портовой индустрии не имеет. Последнее его место работы – ГП “Укрпочта”, которым он руководил с декабря 2014 г. по июль. Окончание его каденции было связано с тем, что на должность директора ГП был проведен открытый конкурс, в результате которого победил Игорь Смилянский – менеджер с западным образованием и опытом работы в крупных международных корпорациях. До “Укрпочты” Ткачук много лет подряд – с 2002 г. и по нынешнее время – был депутатом Винницкого горсовета. Также работал в Виннице председателем Профсоюза перевозчиков. По данным нардепа Сергея Лещенко, Ткачук входит в орбиту депутатов, близких к Владимиру Гройсману.

Как рассказал Геннадий Жуков, заявление об уходе он написал 13 сентября после разговора с Владимиром Омеляном. “Все вопросы, почему я ушел – к нему”, – сообщил он. При этом он подчеркнул, что оснований для недовольства его работой у Мининфраструктуры быть не должно. “Финплан мы выполняли и перевыполняли. За 8 месяцев по доходам – на 14% от проекта плана. То, что не было сделано – разве что план по капинвестициям, но тут не наша вина. Кабмин до сих пор не утвердил финплан предприятия, а также не приняты необходимые для инвестиций законопроекты”, – отметил Жуков.

Одесский морпорт за 8 месяцев сократил перевалку грузов на 2%, однако в течение года темпы падения перевалки существенно сократились, да и в сравнении с общеотраслевым показателем – минус 10,2% к аналогичному периоду прошлого года – этот результат выглядит неплохо. Назначение произошло в очень непростых условиях”, – только и сказал в ответ министр Владимир Омелян.

Чьи интересы сегодня могут пересекаться в Одесском порту? Сам Жуков уверяет, что на предприятии не было конфликтов вокруг собственности, и ему не известно о лоббировании чьих-либо интересов относительно активов ГП “ОМТП”.

Но есть и другие мнения на этот счет. “Порт – это уже не порт, а базар, сдающий в аренду прилавки”, – говорит замгендиректора Ассоциации международных экспедиторов Александр Захаров. По его словам, вся стивидорная деятельность находится в аренде у частных предприятий. Захаров также считает, что Жукову не удалось стать эффективным руководителем для Одесского порта. “Это менеджер старой команды, они без коррупции не видят своей деятельности на госпредприятиях. Таких нужно убирать из отрасли”, – говорит он.

В 2015 г. доход порта составил около 750 млн. грн. при чистой прибыли почти 400 млн. грн. За 8 месяцев чистая прибыль, по данным предприятия, составила 250 млн. грн. Основной доход порт получает от эксплуатации портофлота – одного из самых больших и эффективных в Украине.

Портофлот насчитывает 35 единиц техники, в этом подразделении работает 350 человек – треть сотрудников порта, и он приносит 80-85% доходов, рассказал Жуков. После ухода с должности начальника он возглавил портофлот, свое профильное направление. Еще один актив, который может представлять интерес для различных бизнес- и политических групп, – комплекс бывшего судоремонтного завода “Украина”. Он сегодня работает как подразделение порта, ремонтирует суда портофлота, обладает своей причальной линией и доками.

Одесский морской торговый порт относится к числу тех предприятий, руководителей которых, согласно постановлению Кабмина, нужно выбирать на открытых конкурсах. Такой конкурс по ОМТП пока не запущен, однако может стартовать в ближайшей перспективе. Поэтому руководить предприятием Игорь Ткачук будет с приставкой “и. о.” Еще одно стратегическое направление портовой реформы – приватизация стивидорной деятельности, о чем не устают говорить руководители страны на всех уровнях.

Примечательно, что для Ткачука повторяется ситуация с “Укрпочтой”, где он пришел буквально накануне конкурсного отбора и должен был передавать дела перед выходом ГП в новую, “открытую” эру. Впрочем, не исключено, что в ходе новых конкурсов должности будут гораздо менее интересны для менеджеров-иностранцев, ведь МЭРТ теперь практикует включение в условия конкурса наличие украинского гражданства на момент подписания контракта. А это значит, что конкуренция на таких конкурсах будет ниже, и у Игоря Ткачука есть все шансы на успешное прохождение отбора – ведь к тому времени у него в активе уже будет и профильный опыт. (Forbes-Украина/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий