Министерство инфраструктуры Украины предлагает повысить плату за шлюзование судов на Днепре на 64,5% (или фактический индекс инфляции за ноябрь 2014 г. – октябрь 2016 г.) с последующим введением единой усредненной тарифной группы вместо отдельных тарифных групп для зарубежного и каботажного плавания, что обеспечит расчетный кумулятивный рост доходов на 19,5 млн. грн. в год.
Такие инициативы изложены в пояснительной записке к проекту постановления Кабинета министров “О внесении изменений в размеры платы за прохождение судов через шлюзы Днепровского каскада”.
Одним из основных принципов функционирования транспортных предприятий, определенных Транспортной стратегией Украины на период до 2020 г., является самоокупаемость. Содержание судоходных шлюзов осуществляется из государственного бюджета и за счет поступлений от взимания платы за пропуск судов через шлюзы.
Как подчеркивается в записке, из-за отсутствия финансирования фактически разрушилась система планово-предупредительных ремонтов судоходных шлюзов, о чем говорилось еще в заключении коллегии Счетной палаты Украины в 2008 г. “Результаты постоянных инструментальных наблюдений за судоходными шлюзами в 2016 г. подтвердили выводы независимой технической экспертизы, проведенной специалистами инженерного корпуса армии США при поддержке Министерства инфраструктуры Украины, а именно: по результатам исследования для шести из семи шлюзов определена необходимость инвестирования в обновление технического состояния по приоритетным направлениям в объеме $8,7-16,2 млн.”, – говорится в документе.
С учетом экспертных заключений было запланировало в 2016-2017 гг. направить на капремонт и реконструкцию судоходных шлюзов 108,4 млн. грн. бюджетных средств по программе “Осуществление мероприятий по поддержке внедрения транспортной стратегии Украины”. Однако, поскольку во время разработки проекта госбюджета на 2017 г. Кабмин не поддержал предложения Мининфраструктуры, единственным способом предоставления дополнительной господдержки является применение рычагов тарифного регулирования, направленного на привлечение дополнительных финансовых ресурсов из реального сектора экономики.
В связи с этим предлагается повысить размер платы за шлюзование судов на 64,5%.
Как отмечается в проекте постановления, его реализация не потребует дополнительных расходов государственного или местных бюджетов, будет способствовать снижению финансовой нагрузки на госбюджет в части поддержания эксплуатационно безопасного состояния судоходных шлюзов. (БизнесЦензор/Транспорт Украины и мира)