Китайские авиакомпании переманивают пилотов у иностранных конкурентов и скупают школы для подготовки летчиков, что в перспективе может привести к острой нехватке квалифицированных кадров в мировой авиационной отрасли, пишет Financial Times.
“Авиаперевозки в Китае испытывают беспрецедентный рост, при этом количество заказанных самолетов превышает число пилотов, которые могут на них летать”, – говорит юрист Пол Джебели, работающий в Гонконге и специализирующийся на авиационной отрасли.
По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к 2022 г. Китай обгонит США по числу перевозимых пассажиров. В прошлом году показатель вырос на 13% до 549 млн. человек. Это в два раза больше, чем в 2010 г.
В ближайшие два десятилетия китайским авиакомпаниям понадобятся 7 тыс. новых самолетов и 110 тыс. новых пилотов, прогнозируют эксперты Boeing Inc.
“Мы испытываем небольшую нехватку пилотов”, – говорит CEO авиакомпании Emirates Тим Кларк. По его словам, отчасти это вызвано тем, что авиаперевозчики из КНР предлагают иностранным пилотам крайне привлекательные финансовые условия, если они согласятся переехать в Пекин или Шанхай.
Средняя стартовая зарплата иностранных пилотов в Китае за последние 10 лет подскочила с $10 тыc. до $26 тыс. в месяц, при этом они освобождены от уплаты налогов, отмечает Дейв Росс, глава рекрутинговой компании Wasinc International. Это примерно вдвое больше, чем получают пилоты на Западе, и в четыре раза выше зарплат летчиков в Латинской Америке и в отдельных европейских странах.
Помимо найма иностранных пилотов, Китай инвестирует в зарубежные школы для их подготовки. В самой КНР число таких школ небольшое – всего 22, к тому же, в стране действуют жесткие ограничения на использование воздушного пространства, сто также накладывает отпечаток на возможность обучения кадров.
В прошлом году число китайцев, обучавшихся на пилотов, составляло чуть более 5 тыс. человек, причем половина из них проходили обучение за рубежом – главным образом в Австралии, США и Канаде.
“Примерно половина наших студентов – из Китая, – говорит Майк Дринколл, управляющий директор компании CAE Oxford, которой принадлежат свыше 50 летных училищ по всему миру. – Благодаря этому у нас есть возможность инвестировать в школу и покупку новых самолетов”.
В 2014 г. китайская авиакомпания China Eastern приобрела 50% австралийского подразделения CAE. В подразделении проходят подготовку 150 пилотов, и после расширения, на которое было выделено $50 млн., это число планируется увеличить вдвое.
Авиакомпании из других стран региона справляются с нехваткой кадров, нанимая пилотов из числа военных и переманивая их у конкурентов. Однако глава Qantas Алан Джойс отмечает, что долго так продолжаться не может. В связи с этим Qantas в следующем году планирует открыть крупнейшее летное училище в Австралии, где ежегодно могут проходить обучение до 500 пилотов. При этом училище будет принимать и иностранных граждан, включая китайцев. (ЦТС/Транспорт Украины и мира)