Руководитель Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко считает, что ситуацию могут исправить новые нормативные акты.
“Укрзализныця” нарушает законы рынка железнодорожных перевозок, поскольку в обход правил вагоны УЗ ремонтируют вне очереди.
Как пояснил руководитель Ассоциации собственников вагонов Александр Криворучко в блоге на сайте ЦТС, при этом огромное количество частных вагонов долгое время простаивает, чтобы попасть на ремонт в любое вагонное депо Украины.
По его словам, корнем проблемы является распоряжение №ЦЦ Тех – 5/855 от 25.11.2016 г., которым УЗ обязала свои подразделения выполнять в первую очередь ремонт вагонов УЗ, а вагоны других собственников – только после них.
Криворучко обвинил УЗ в усложнении работы перевозчиков и создании коррупции на рынке. “Давайте учтем, что в нормативной базе и практике УЗ нет типовой формы договора на проведение ремонтов грузовых вагонов (утвержденной приказом Мининфраструктуры), как правило отсутствуют установленные сроки выполнения работ, обоснованных калькуляций и т. п. Все это порождает коррупцию в вагонных депо и дискриминационный подход к участникам рынка грузовых перевозок”, – пояснил эксперт.
Он также привел аргументы в пользу того, что собственники вагонов выполняют все требования Устава железных дорог Украины и Правила эксплуатации приватных вагонов в полном объеме:
– заключили договоры с железными дорогами;
– в полном объеме (и даже с предоплатой) оплачивают выполненные работы;
– собственники (операторы) за свой счет покупают и доставляют материалы и детали для ремонта вагонов, отсутствующие у ремонтников.
“Почему только со стороны собственников (операторов) частных вагонов должно быть понимание ситуации? А со стороны железной дороги? Где паритетность и равный доступ к инфраструктуре общего пользования, в данном случае – ремонтным услугам? И какое же это партнерство, если монопольное положение, диктат и принцип “своя рубашка ближе к телу” для УЗ – превыше всего?”, – отметил Криворучко.
Он пояснил, что распоряжение, о котором шла речь, не отвечает принципам государственно-частного партнерства. По сути, это неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность собственников (операторов), считает эксперт.
“Убрать преграды в допуске частных вагонных компаний к сервисам и инфраструктуре общего пользования, как это предусмотрено европейскими директивами, возможно. Для этого нужно исключить “ручное управление” ремонтными предприятиями со стороны руководства УЗ. Установить простые и понятные, стандартизированные условия обслуживания участников рынка перевозок”, – считает Криворучко.
Он также добавил, что необходимо принять нормативные акты:
– Отменить распоряжение №ЦЦТех – 5/855 от 25.11.2016 г. Оно обязывает региональные филиалы, ВРЗ и Центры АО “Укрзалізниця” в первую очередь выполнять ремонт вагонов филиалов, подчиненных УЗ.
– Запретить АО “Укрзализныця” в дальнейшем принимать распоряжения об ограничении доступа владельцам железнодорожного подвижного состава и частным операторам грузовых железнодорожных перевозок к вагоноремонтными предприятиями (вагонными депо) АО “Укрзализныця”, расположенных на полигоне эксплуатации таких вагонов.
– Разработать и довести до выполнения региональным филиалам АО “Укрзализныця” типовой договор на ремонты частных грузовых вагонов. В документе должны быть указаны обязанности депо, сроки выполнения работ, ответственность за нарушение графиков (сроков) ремонта частных вагонов и/или односторонний отказ от выполнения принятых по договору обязательств.
– Установить прозрачные, обоснованные объемы работ и цены на ремонты в вагонных депо АО “Укрзализныця”. (comments.ua/Транспорт Украины и мира)