Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предупредила, что существует риск более медленного, чем ожидалось, восстановления рынка авиаперевозок в 2021 г. Главный экономист ассоциации Брайан Пирс подсчитал, что спрос на пассажирские авиаперевозки за весь год может подняться только на 13% по сравнению с прошлым годом до 38% от уровня докризисного 2019 г., если распространение мутировавшего коронавируса снизит эффективность вакцинации по сравнению с прогнозами. “Ближайшие перспективы существенно пессимистичнее, чем мы ожидали”, – отметил Пирс.

Пока что IATA не пересмотрела свои рекомендации на 2021 г. с учетом ухудшения ситуации. Официально остается в силе ранний прогноз, что отрасль вернется к показателям на уровне 50% от 2019-го по итогам года. Однако Пирс подчеркнул, что степень риска возросла. По его словам, половина от докризисного уровня – это “лучшее, чего мы можем достичь” в этом году. Несмотря на то что авиакомпании по всему миру совокупно получили почти $200 млрд. в виде помощи от национальных правительств для поддержания жизнеспособности отрасли, генеральный директор IATA Александр де Жюньяк считает, что авиаперевозчикам требуется дополнительно $70-80 млрд., чтобы пережить этот год и дождаться стабильного восстановления рынка.

В недавнем отчете ассоциация представила полные данные по 2020 г., согласно которым в среднем по миру спрос на пассажирские авиаперевозки сократился на 65,9% по сравнению с 2019 г., что стало рекордным падением за всю историю существования отрасли. Пассажиропоток на международных рейсах сократился на 75,6%, на внутренних – на 48,8%. Показатели несколько разнятся по регионам. Рынок стран Ближнего Востока пострадал больше других: спрос упал на 72,2%. Лучше всего обстоят дела в Азиатско-Тихоокеанском регионе: пассажиропоток сократился в целом на 61,9%, поскольку крупные внутренние рынки Китая, Японии и Кореи продолжали генерировать спрос. Также чуть лучше среднего выглядит Латинская Америка: сокращение здесь составило 62,1%.

Среди внутренних рынков самые высокие темпы восстановления показали Россия и Китай: пассажиропоток на ВВЛ составил 76,5% и 69,2% соответственно от уровня 2019 г. В США за весь год внутренний рынок просел на 59,0%, при этом рынок международных перевозок “практически прекратил существование”, отметил Пирс.

Из-за новых ограничений, вводимых сейчас во многих странах, начавшееся восстановление на этих рынках обратилось вспять. По этой причине показатели в декабре были ниже (-70%), чем в среднем за год. Пирс также предупредил о снижении глубины бронирования в январе.

Если вакцины докажут свою эффективность и пессимистичные сценарии не реализуются, IATA все равно предупреждает, что существенных улучшений раньше второй половины г. ждать не стоит. Ассоциация полагается на мнение, что групповой иммунитет к Covid-19 в странах, являющихся ключевыми рынками воздушного транспорта, может сформироваться в период между апрелем (США) и сентябрем (Европа). Даже когда ситуация с уровнем заболеваемости улучшится, все будет зависеть от реакции национальных правительств, напоминает Пирс. “До сих пор они вели себя, чрезмерно перестраховываясь”, – отмечает он.

Однако де Жюньяк считает, что “рано или поздно правительства признают, что риски возобновления нормальной жизни и путешествий находятся в допустимых пределах”. И как только это произойдет, “мы не потеряем ни одной минуты, чтобы снова наладить сообщение по всему миру”.

Пирс подтвердил, что существуют “очевидные свидетельства существования нереализованного спроса”, хотя он “чувствителен к новым вводным”. Он также отмечает, что эффективность контроля над уровнем заболеваемости повысилась. Но спрос на бизнес-поездки снизится, поскольку совещания и в будущем будут проводиться в формате видеоконференций. (Авиатранспортное обозрение/Транспорт Украины и мира)

Добавить комментарий