Объективные шансы для организации транзита украинских через Беларусь в настоящее время отсутствуют из-за рисков безопасности, визит Путина в Беларусь это лишний раз подтверждает, заявил заместитель министра экономики – торговый представитель Тарас Качка.
“Такая идея когда-то прорабатывалась, однако очевидно, что в нынешних условиях это нереалистично с точки зрения рисков безопасности”, – сказал он на организованной Центром экономической стратегии дискуссии “Как украинская экономика пережила 2022 г.”.
ООН 9 декабря по итогам встречи Генерального секретаря Антониу Гутерриша с замминистра иностранных дел Беларуси Юрием Амбразевичем, сообщило, что Беларусь без предварительных условий согласится на транзит украинского зерна через свою территорию для экспорта из портов стран Балтии.
“Железнодорожный и автомобильный транзит в порты Балтии нельзя воспринимать серьезно из-за ситуации с безопасностью”, – подчеркнул Качка.
Он отметил, что в настоящее время для Украины есть “два кита”, на которых строятся планы по расширению украинского экспорта – разблокирование черноморских портов, в том числе Николаева, и развитие инфраструктуры на западе Украины, в котором бизнесу готовы помогать МФО, прежде всего ЕБРР, и финансировать проекты по обе стороны границы.
Как констатировал торговый представитель Украины, у страны есть свобода торговли с инфраструктурными ограничениями на западной границе, и нет свободы навигации ни по каким другим грузам, кроме зерновых.
“Свобода навигации, свобода транспорта – то, к чему мы стремимся. Ситуация, когда должны договариваться о гарантиях безопасности по тому или иному маршруту – это нонсенс, пример того, как войны залазят в торговлю”, – отметил в целом Качка. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)