Из-за блокирования Россией работы “зернового коридора” в портах Большой Одессы значительно снизились темпы выгрузки зерна. Об этом сообщил директор департамента коммерческой работы “Укрзализныци” Валерий Ткачев.
Если раньше в черноморских портах выгружали от 700 до 900 вагонов с зерном в сутки, то за минувшие сутки этот показатель упал до 125 вагонов, а за май среднесуточный показатель составил 274 вагонов с зерном в сутки.
Он подчеркнул, что Россия фактически блокирует работу “зернового коридора”.
Так, по информации ОЖД, на прошлой неделе ни одно судно не прошло инспекцию, не было зарегистрировано на осмотр, также ноль судов находится в зоне инспектирования. При этом ждут инспекцию примерно 60 судов.
Железной дорогой в направлении портов Большой Одессы по состоянию на 15 мая двигается 902 вагона с зерновыми грузами. Очередь на выгрузку составляет 3,3 суток.
В то же время в порту “Измаил” ситуация остается сложной из-за критического накопления вагонов. По состоянию на 15 мая в направлении порта движется 2462 вагона с зерновыми грузами. Среднесуточный показатель выгрузки в мае составляет 79 вагонов в сутки, за последние сутки этот показатель удалось увеличить до 96 вагонов. При таких условиях очередь на разгрузку превышает 31 сутки.
Как сообщалось, на прошлой неделе в Стамбуле завершились переговоры с участием представителей Украины, Турции, ООН и России по продолжению работы “зернового коридора”, об их конкретных результатах не сообщалось.
В то же время, в МИД России угрожают окончательно заблокировать действие соглашения с 18 мая, если не будут выполнены требования российской стороны. В частности, Россия настаивает на подключении “Россельхозбанка” к системе SWIFT. При этом ранее банк не играл большой роли в международной торговле зерном, однако обслуживал российскую оборонную промышленность. Кроме того, Россия требует разблокировать поставки запчастей и сельхозтехники, а также возобновить экспорт аммиака через Одессу.
Напомним, представители России заявляли, что действие так называемой “Черноморской зерновой инициативы”, срок действия которой истек 18 марта, продлено на 60 дней, хотя раньше ее действие продлилось на 120 дней, а Украина и Турция предлагали продлить действие соглашения хотя бы на год.
При этом в последние месяцы российская сторона несколько раз блокировала работу “зернового коридора”. 8 мая РФ на несколько дней фактически остановила “Зерновую инициативу”, отказавшись регистрировать суда на вход и проводить их инспекции.
17 апреля Россия уже блокировала инспекции судов в рамках “зерновой инициативы” в территориальных водах Турции. Позже Украина и Турция пришли к соглашению о возобновлении регистрации и инспектировании судов, прибывающих под загрузку украинским зерном. (Укррудпром/Транспорт Украины и мира)