Часть грузов, которые движутся по коридору Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), соединяющего Китай с Европой, планируется направить через Украину, сообщил директор по коммерческой работе и логистике АО “Укрзализныця” Тимофей Мураховский на заседании Офиса экспортеров.
По его словам, УЗ уже полгода задействована в проекте. Как один из шагов по его реализации планируется зарегистрировать в Казахстане компанию UZ Cargo East. При этом будут задействованы паромы “Герои Плевны” и “Герои Шипки”, которые УЗ планировала передать Фонду госимущества Украины как непрофильные активы.
“Состоялось заседание наблюдательного совета (17 февраля) на котором было согласовано создание нового юридического лица UZ Cargo East в Казахстане. Это предприятие для работы по срединному коридору из Китая в Европу через Украину”, – рассказал Мураховский.
По его словам, рассматривается, что паромы “Герои Плевны” и “Герои Шипки” будут перевозить контейнерные поезда из каспийских портов в Баку, затем – из грузинского порта Поти в Одессу. Оттуда грузы будут отправляться в Европу.
“Мы станем оператором не только железнодорожных перевозок, но еще и морских. Конечная цель – создать такой коридор, который из Китая в Европу будет предоставлять услуги нашим клиентам под ключ”, – сказал Мураховский.
Как сообщил директор по коммерческой работе и логистике УЗ, следующее заседание, на котором обсудят указанный проект с участием представителей УЗ, состоится через две недели в Баку.
Мураховский добавил, что проект нового Транснационального транспортного мультимодального коридора имеет поддержку со стороны правительств Китая, Казахстана, Азербайджана, Грузии.
Он отказался назвать ориентировочные сроки запуска проекта, однако добавил, что паромы смогут транспортировать минимум два контейнерных поезда в сутки, что позволит значительно нарастить грузооборот между Китаем и Европой.
Сейчас Китай и Европа поддерживают транспортное сообщение через несколько основных маршрутов: один из них – Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ) или “средний коридор” – пролегает через Китай, Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию и Турцию, обеспечивая альтернативу северному маршруту через Россию. В 2022 г. объем перевозок по этому коридору вырос до 1,5 млн. тонн, что свидетельствует о его растущей популярности.
Как сообщалось, УЗ согласовала передачу паромов “Герои Плевны” и “Герои Шипки” в сферу управления Фонда госимущества Украины: соответствующее решение приняло правление компании в начале марта 2024 г. Тогда в УЗ отмечали, что перевозка грузов морским и речным транспортом не относится к основным видам ее деятельности. Кроме того, на балансах подразделений компании отсутствуют причалы для обслуживания и отстоя судов, а их использование или аренда требуют значительных финансовых затрат.
В ответ на запрос агентства “Интерфакс-Украина” в УЗ сообщили, что со времени передачи теплоходов на баланс УЗ паромы не совершали морские рейсы. В результате российских атак они не пострадали, однако сейчас нуждаются в дорогостоящем ремонте, модернизации и восстановлении всех разрешительных документов.
Кроме того, сообщалось, что в 2017 г. правление УЗ рассматривало вопрос о передаче паромов во фрахт (бербоут-чартер). В частности, планировалось запустить их на линии Одесса – Поти. Однако по объективным причинам, в частности из-за отсутствия в то время порядка распоряжения имуществом ПАО “Украинская железная дорога”, соответствующее решение не было реализовано.
Еще в 2015 г. в соответствии с приказом Министерства инфраструктуры Украины паромы “Герои Плевны” и “Герои Шипки” были переданы на баланс госпредприятия “Украинский центр транспортного сервиса “Лиски” (правопреемник – Филиал ЦТС “Лиски” АО “Укрзализныця”). (ukrrudprom.ua)