“Укрзализныця” выполняет роль каркаса государства: обеспечивает перевозку людей, логистику военных и грузов, удерживает тарифы на социально чувствительном уровне. Последний раз их пересматривали еще в 2021 г. Об этом сообщил исполнительный директор и соучредитель аналитического центра “Украинский институт будущего” Анатолий Амелин.
“Пассажирские перевозки остаются в Украине социальными по своей сути. Их реальная себестоимость и близко не покрывается стоимостью билетов”, – пояснил он.
Он напомнил, что с начала полномасштабного вторжения убытки УЗ от военных действий превысили $4 млрд.
“В довоенные времена в Украине был только один бизнес, который стоил более $4 млрд. А здесь убытки только одной госкомпании более 4,3 млрд.”, – подчеркнул эксперт.
По его словам, при этом расходы компании резко выросли: промышленная инфляция с 2022 г. составила +176%, дизельное топливо подорожало на 57%, рыночные зарплаты – на 65%. Но зарплаты железнодорожников с апреля 2024 г. не пересматривались.
“Резервы давно закончились. Возникли серьезные сложности даже с обслуживанием внешнего долга. И если сегодня не принять решения, которые дадут компании ресурсы для восстановления и поддержания ликвидности, как аналитик, я считаю, что риски остановки становятся очень высоки”, – предостерег Амелин.
Он также подчеркнул, что источником финансирования для поддержки УЗ могут стать сверхприбыли банков, которые аккумулируются в столице.
“За январь-июль 2025 г. в Киеве собрано налога на прибыль предприятий – 16,7 млрд. грн., что составляет 97% годового плана. Соответственно, то, что будет собираться в августе – декабре, будет перевыполнением сверх плана и не влияет на жизнедеятельность столицы”, – пояснил он.
“Несмотря на критичность ситуации, решение есть. В ВР будет рассматриваться законопроект 13439-3 о внесении изменений в Госбюджет-2025. Речь идет о дополнительном ресурсе для Резервного фонда, в частности на финансирование железнодорожного транспорта – АО “Укрзализныця”, – отметил Амелин. (rbc.ua)