Представители украинского индустриального комплекса призвали правительство предусмотреть в госбюджете на 2026 год расходы для компенсации убытков АО “Укрзализныця” от пассажирских перевозок. Об этом сообщается в письме к премьер-министру Юлии Свириденко, которое подписали представители украинских промышленных ассоциаций.
Нынешняя модель, когда УЗ вынуждена покрывать расходы за счет повышения тарифов на грузовые перевозки, опасна как для самой компании, так и для экономики Украины в целом, подчеркивают представители Укрметаллургпром, Ассоциации производителей ферросплавов, Ассоциации производителей цемента, Всеукраинского союза производителей стройматериалов и Союз Химиков в обращении к главе правительства.
Отмечается, что по подсчетам, отрицательная разница между доходами и расходами на пассажирские перевозки в 2024 г. превысила 18 млрд. грн., а в 2025 г. может вырасти до 22-23 млрд. грн. Это стало следствием государственного регулирования тарифов и объемов перевозок, которые фактически не покрывают реальные расходы.
“Укрзализныця” пытается компенсировать эту разницу за счет повышения грузовых тарифов, что напрямую сказывается на промышленных предприятиях, которые уже работают на грани убыточности”, – указывается в письме.
Промышленники подчеркнули, что пассажирские перевозки являются социальной функцией государства, а также составляющей обороноспособности, ведь УЗ обеспечивает постоянную логистику для армии и несет миллиардные расходы на содержание инфраструктуры. Именно поэтому, по мнению промышленников, регулярная компенсация ущерба должна производиться за счет бюджета.
“По оценкам ГП “Укрпромвнешэкспертиза”, повышение тарифов на 37% приведет к падению ВВП на 96 млрд. грн. ежегодно, потерям бюджета более 36 млрд. грн., сокращению валютной выручки от экспорта на 98 млрд. грн. и уменьшению почти 76 тыс. рабочих мест, из которых более 26 тыс. – в промышленности”, – говорится в письме.
В документе отмечается, что даже в военное время сегмент грузоперевозок остается прибыльным: в 2024 г. эта прибыль составила 20 млрд. грн.
Но уже в 2025 г. он не способен покрыть растущие расходы на пассажирские перевозки, поэтому промышленники предлагают два ключевых решения:
– предусмотреть в госбюджете-2026 расходы для регулярной компенсации ущерба от пассажирских перевозок;
– ускорить подготовку законодательной базы, чтобы открыть рынок железнодорожных перевозок и допустить частных операторов к инфраструктуре, как это происходит в развитых странах.
Участники обращения напомнили, что в мае 2025 г. правительство приняло решение о выделении УЗ более 4,3 млрд. грн. финансовой поддержки для обеспечения пассажирских и грузовых перевозок в условиях военного положения. Также ВР поддержала инициативу по направлению дополнительных средств из Резервного фонда.
“Такие меры – шаги в правильном направлении, но они должны быть не точечными, а системными. Иначе железнодорожная система деградирует, а под угрозой окажется экономическая стабильность и национальная безопасность Украины”, – резюмировали промышленники. (rbc.ua)