Администрация морских портов Украины (АМПУ) профинансирует дноуглубительные работы в порту “Южный”, которые ранее оплачивал сам порт. Об этом изданию “Капитал” сообщили в пресс-службе Министерства инфраструктуры. Проект сметной стоимостью свыше 1 млрд. грн. должен существенно увеличить потенциал наиболее глубоководного из украинских портов.
Реализация программы по приведению глубин у глубоководных причалов порта до уровня 21 м рассчитана на 2012-2015 гг. По завершении работ порт сможет принимать и обслуживать у причалов большегрузные суда дедвейтом до 200 тыс. т. Сметная стоимость проекта составляет 1,1 млрд. грн. Углубление порта позволит нагружать крупнотоннажные суда у причала с максимальной осадкой. Таким образом исключается необходимость их дозагрузки на рейде.
В нынешних условиях в “Южном” приходится догружать на рейде более 4 млн. т грузов в год, что подразумевает дополнительные затраты для грузовладельцев.
Завершение проекта сделает “Южный” наиболее глубоководным портом в бассейне Черного моря, считают в Мининфраструктуры. “Такая модернизация позволит украинским портам принимать современные крупнотоннажные суда и на равных конкурировать с государствами черноморского бассейна, которые уже имеют или активно создают соответствующие мощности. В частности, с Румынией, Россией и Турцией”, – говорится в ответе министерства.
Кроме того, как сообщили изданию в министерстве, в юго-западной части акватории порта заканчиваются работы по расширению судоходной части и маневренной зоны (разворотного круга) для обеспечения безопасного подхода судов дедвейтом 200 тыс. т. “Ввод нового разворотного круга в эксплуатацию запланирован на конец 2013 г.”, – уточнили в Мининфраструктуры.
По словам директора Центра транспортных стратегий Сергея Вовка, основная специализация порта “Южный” – это навалочные грузы (уголь, зерно, железорудное сырье), основными рынками сбыта которых являются Китай и Юго-Восточная Азия. Наиболее часто на этих маршрутах используются суда типа capesize дедвейтом 150-170 тыс. т.
“При нынешних глубинах “Южного” возможность загрузки судов у причала составляет 100-130 тыс. т. Еще около 50 тыс. т догружается на рейде, что занимает несколько дней. Соответственно это дополнительные затраты грузовладельцев на фрахт”, – пояснил эксперт.
Он добавил, что в среднем стоимость фрахта составляет порядка $60 тыс. за день. По словам собеседника, для таких портов большие глубины – обязательное условие для оптимизации времени и экономии средств грузовладельцев.
Для примера он привел российский порт “Тамань”, глубина у причалов которого составляет 19 м. В разговоре с “Капиталом” эксперт отметил, что дноуглубление порта важно для российских транзитных грузов – для них большое значение имеет быстрое формирование судовых партий. Капитал государственный и частный.
До июня финансирование проекта проводилось за счет собственных средств госпредприятия “Морской торговый порт “Южный”.
“Решение этой важнейшей стратегической задачи возложено на созданную в рамках реформы морской отрасли АМПУ. Это позволяет аккумулировать и эффективно использовать средства, полученные от портовых сборов, согласно закону, по их основному целевому назначению – на проведение гидротехнических работ”, – отмечают в профильном министерстве.
Победителем конкурсных торгов на выполнение работ по проекту стала “Мебиус Констракшн Юкрейн”, резидент немецкой компании Josef Mцbius Bau GmbH в Украине. Объем финансирования в 2013 г. составляет 641,1 млн. грн.
Год назад генеральный директор управляющей компании Рината Ахметова “СКМ” Олег Попов в интервью еженедельнику “Комментарии” заявил, что они заинтересованы в покупке порта “Южный”. Одним из ключевых проектов группы является проект строительства экспортно-импортного терминала по перевалке коксующихся и энергетических углей, железорудного концентрата и окатышей в порту “Южный” мощностью 18 млн. т. грузов в год. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)