Греция имеет самый крупный торговый флот в мире (3760 судов единичным тоннажем свыше 1 тыс. брт) и контролирует около 15% глобального тоннажа. Доминируют в данной отрасли национальные фирмы, но нарастает и иностранная конкуренция.
Мировой финансовый кризис тяжело сказался на глобальном судоходстве. Нехватка кредитов привела к сокращению мировой торговли, падению фрахтовых ставок, а следовательно, и к снижению доходов судовладельцев. Правда, греческим судоходным компаниям удалось в этих непростых условиях сохранить свои позиции и даже разместить заказы на новые суда.
По данным “Lloyd’s Registry of Shipping” на март текущего года, греческие компании контролируют суда совокупным тоннажем 155,9 млн. брт (264 млн. т двт). По дедвейту флот под греческим флагом занимает в настоящее время пятое место в мире и первое – в ЕС.
Динамика развития греческого торгового флота в 1988-2012 гг.
Месяц | Год | Число судов | Млн. т двт | Млн. брт |
Март | 1988 | 2487 | 85,0 | 47,3 |
Март | 1989 | 2428 | 81,9 | 45,5 |
Февраль | 1990 | 2426 | 84,4 | 46,6 |
Март | 1991 | 2454 | 87,1 | 47,9 |
Март | 1992 | 2688 | 98,2 | 53,9 |
Март | 1993 | 2749 | 103,9 | 56,9 |
Март | 1994 | 3019 | 120,6 | 66,3 |
Март | 1995 | 3142 | 126,1 | 71,7 |
Март | 1996 | 3246 | 129,7 | 75,1 |
Март | 1997 | 3204 | 127,8 | 75,0 |
Февраль | 1998 | 3358 | 133,6 | 78,9 |
Март | 1999 | 3424 | 139,2 | 83,4 |
Март | 2000 | 3584 | 151,0 | 90,2 |
Март | 2001 | 3618 | 168,4 | 100,2 |
Март | 2002 | 3480 | 164,6 | 98,2 |
Май | 2003 | 3355 | 171,6 | 103,8 |
Март | 2004 | 3370 | 180,1 | 108,9 |
Март | 2005 | 3338 | 182,5 | 109,4 |
Март | 2006 | 3397 | 190,0 | 113,6 |
Февраль | 2007 | 3699 | 218,2 | 130,0 |
Февраль | 2008 | 4173 | 260,9 | 154,6 |
Февраль | 2009 | 4161 | 263,6 | 156,2 |
Февраль | 2010 | 3996 | 258,1 | 152,6 |
Март | 2011 | 3848 | 261,7 | 153,1 |
Март | 2012 | 3760 | 264,0 | 155,9 |
Средний возраст греческого торгового флота в последние годы снижался, и в настоящее время на 2,3 года меньше этого показателя для мирового флота в целом.
Принадлежащие греческим компаниям суда зарегистрированы под флагами 43 стран, в том числе 862 судна – под флагом Греции (их совокупный дедвейт равен 74,5 млн. т), 630 – Либерии (45,8 млн. т), 523 – Мальты (36,2 млн. т), 491 – Маршалловых островов (35,8 млн. т), 408 – Панамы (22,7 млн. т), 293 – Багамских островов (16,2 млн. т), 235 – Кипра (15 млн. т).
За первые четыре месяца текущего года греческие фирмы приобрели 29 судов различных видов (на $549 млн.), а остальные крупные судоходные компании мира, вместе взятые, – 184 судна ($1,2 млрд.). В 2011 г. судовладельцы Греции заказали 156 новых судов (совокупной стоимостью $13,8 млрд.), тогда как в 2010 г. – 239.
Греческие судоходные компании закупают суда в Японии, Республике Корея, ФРГ, Украине и в меньшей степени во Франции и Италии. В 2011 г. их доля в ВВП страны составила 14,09 млрд. евро (6,55%) против 15,4 млрд. в 2010 г.
Лидерами по дедвейту в судоходной отрасли Греции являются следующие 30 компаний (по состоянию на март 2012 г.):
Млн. т двт | Число океанских судов | |
Anangel/Maran Tankers/Gas | 16,6 | 86 |
Cardiff/Dryship | 11,3 | 91 |
Dynacom/Dynagas | 9,6 | 69 |
Genmar Genco | 9,0 | 86 |
Enterprises Shipping/GoldenEnergy | 8,2 | 88 |
Navios | 7,2 | 59 |
Tsakos Ten | 7,1 | 72 |
Euronav/Gaslog LNG | 6,3 | 46 |
Minerva Marine Inc. | 5,4 | 45 |
Marmaras Delta Tankers | 5,3 | 43 |
Gulf Marine Management SA | 4,3 | 14 |
Polembros New Shipping | 4,2 | 26 |
Maryville Excel | 4,1 | 47 |
Thenamaris (Ships Management) Inc. | 4,1 | 41 |
Danaos Shipping Co Ltd. | 4,0 | 62 |
Neda Maritime | 3,8 | 26 |
Centrofin Marine Trust | 3,8 | 27 |
Chandris (Hellas) Inc. | 3,7 | 24 |
Eastern Mediterranean Maritime Ltd. | 3,5 | 33 |
Diana Shipping Services SA | 3,4 | 35 |
Alpha Tankers | 3,2 | 24 |
Costamare Ciel Shanghai Costamare | 3,1 | 50 |
Aeolos Management SA | 2,9 | 14 |
Capital Ship Management | 2,7 | 32 |
Arcadia/Aegean Bulk | 2,6 | 26 |
Springfield Shipping Co Panama SA | 2,5 | 14 |
Golden Union World Management | 2,2 | 22 |
Andriaki N. J. Goulandris | 2,1 | 17 |
Vafias Group | 2,1 | 56 |
Goldenport Oceangold | 1,9 | 35 |
Греция имеет 123 порта, которые принимают торговые и пассажирские суда. Главными национальными портами являются Пирей и Салоники, крупными считаются также Патры, Волос, Игуменица, Ираклион, Кавала, Корфу, Элефсина, Лаврион, Рафина и Александруполис.
Правительство Греции открыло порты Пирей и Салоники для иностранных инвесторов. Интерес к созданию в них хабов для перевалки контейнерных грузов проявили китайские и арабские инвестиционные фонды.
В октябре 2009 г. Управление порта Пирей передало в концессию китайской компании “COSCO” второй и третий пирсы контейнерного терминала. Обширный план развития, разработанный этим управлением на 2010-2014 гг., включает строительство на территории порта центра для выставок и конференций, пятизвездочного отеля, расширение порта для приема круизных судов, сооружение вокруг порта монорельсовой дороги, реконструкцию исторических зданий, создание технологического парка, городскую застройку в центре и окрестностях Пирея. Однако возможности полной реализации плана в условиях долгового кризиса представляются весьма сомнительными. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)