Республика Узбекистан является одной из двух стран, которая отделена от мирового океана, как минимум, территориями двух государств. В связи с этим вопросы развития международных транспортных коридоров имеют для Узбекистана особо важное значение. О процессах усовершенствования сети международных транспортных коридоров и роли Узбекистана в них рассказал главный специалист Управления транспортного обеспечения Министерства внешнеэкономических связей инвестиций и торговли Республики Узбекистан Рамиз Абдурахимов.
– Что включает понятие международный транспортный коридор?
– Под транспортным коридором, прежде всего, понимается направление грузового или материального потока по тем или иным маршрутам. При этом создание оптимального таможенного и тарифного режима способствует концентрации больших объемов грузов по тем или иным направлениям и, таким образом, формированию полноценного транспортного коридора. Как правило, транзитные страны, по территориям которых пролегают транспортные коридоры, стремятся создать максимально благоприятные условия для увеличения объемов перевозок грузов. Конечно, на практике, также существует понятие и воздушные коридоры, но когда мы говорим о транспортных коридорах, следует понимать, прежде всего, наземные виды транспорта, автомобильный и железнодорожный.
– Какие транспортные коридоры пролегают через территорию Узбекистана?
– Узбекистан ввиду своего географического расположения и наличия развитой транспортной инфраструктуры, является центром пересечения многих транспортных коридоров. При этом, транспортировка внешнеторговых грузов при поставках на внешние рынки осуществляются по направлениям до портов прибалтийских стран, Ирана, Грузии, России, а также других стран.
Кроме того, по территории Узбекистана пролегают маршруты таких транспортных коридоров как “Европа – Кавказ – Азия”, так называемая ТРАСЕКА, транспортные коридоры в рамках программы центрально – азиатского регионального экономического сотрудничества, а также автомобильная дорога международного значения евроазиатского коридора E-40 и другие направления.
– Какое значение данные транспортные коридоры имеют для Узбекистана, и какие направления используются больше всего?
– Указанные транспортные коридоры имеют важное значение для экономики Узбекистана, так как по ним осуществляется транспортировка основного объема экспортных грузов. Наиболее активно на сегодняшний день используются транспортные коридоры до иранского порта Бандар Аббас в южном направлении и грузинского порта Поти в западном направлении.
– А почему предпочтение отдается именно этим двум направлениями?
– Прежде всего, транспортные коридоры характеризуются различными физическими и экономическими параметрами, такими как протяженность, сроки доставки, а главное стоимость транспортировки. Эти два направления по комплексным параметрам в настоящее время более конкурентоспособны по сравнению с другими имеющимися транспортными коридорами.
– Какие работы на сегодняшний день проводятся в Узбекистане по дальнейшему развитию транспортных коридоров?
– В данном направлении можно отметить проводимую активную работу в рамках Соглашения между правительствами Узбекистана, Туркменистана, Ирана и Омана о создании транспортного и транзитного коридора. Соглашение было подписано в 2011 г. в Ашхабаде и предусматривает развитие транспортного коридора между странами Центральной Азии и Персидского залива. Соглашением намечено создание максимально возможных благоприятных условий для транспортировки грузов из Узбекистана через порты Ирана. В текущем году в Тегеране была проведена первая встреча представителей стран участниц этого Соглашения в целях определения основных направлений сотрудничества.
Кроме того, Узбекистан является активным сторонником реализации проекта строительства железной дороги из Узбекистана в направлении Китая через территорию Кыргызстана. (UzReport.uz/Транспорт Украины и мира)