Продажи новых автомобилей в России падают все быстрее — в мае они снизились на рекордные 12%. Падение затрагивает почти все популярные марки, причем по некоторым оно превышает 30%. Из-за резкого замедления спроса многие дилеры до сих пор не могут распродать стоки 2012 года, а автоконцерны ждут мер господдержки. На этом фоне эксперты уже прогнозируют общее падение рынка как минимум на 5% по итогам года.
Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) опубликовала данные о продажах новых легковых автомобилей и LCV в России в мае. Рынок продолжил падение — продажи снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 12%, до 229,6 тыс. машин. В пресс-релизе ассоциации подчеркивается, что “тренд падения сохраняется и даже усиливается”, участники рынка “обеспокоены” ситуацией и “предполагают низкий спрос до ожидаемого во второй половине года постепенного увеличения”. В апреле продажи снижались на 8%, а в марте — на 4%. На этом фоне АЕБ впервые в этом году снизила прогноз продаж новых машин в России — до 2,8 млн. (на 5% ниже уровня 2012 года). В начале года ассоциация прогнозировала, что рынок останется на уровне 2012 года и продажи будут около 2,95 млн. автомобилей.
Лидером рынка, как обычно, стал АвтоВАЗ, но его продажи упали на 18%, до 38 тыс. машин. Доля завода на рынке упала до 16,6%, сократившись на 1,1 процентного пункта. Среди иномарок больше всего машин удалось продать Renault (18,5 тыс.), но продажи автоконцерна остались на уровне прошлого года. При этом Nissan сократил продажи на 12%, до 10,5 тыс. машин. В результате, группа Renault-Nissan-АвтоВАЗ показала общее снижение продаж на 18%. Большинство остальных популярных марок, которые входят в двадцатку лидеров, также показали падение.
Общая стагнация рынка по-прежнему заметнее всего отражается на автомобилях бюджетного сегмента. Например, продажи Ford Focus упали на 23% (запчасти на Форд Фокус 2 тоже продаются плохо), Renault Logan — на 30%, Opel Astra — на 40%, а Daewoo Nexia — на 65%. Стабильный рост, как и в прошлые месяцы, демонстрируют в первую очередь премиальные марки. Например, продажи BMW выросли на 21%, Mercedes — на 14%. “Спрос на дорогие автомобили менее всего чувствителен к общему ухудшению ситуации в экономике, кроме того, временной лаг по поставке этих автомобилей составляет три месяца”,— объясняет Михаил Пак из “Атона”.
Источники “Ъ” среди автопроизводителей признают, что “спрос на новые автомобили снижается из-за общего замедления экономики и насыщения рынка в ряде сегментов”. Кроме того, многие собеседники “Ъ” отмечают, что модели “давно не обновлялись”. На фоне общей стагнации источники “Ъ” надеются на “активные меры господдержки”. Об этом же говорит и председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер — вчера он подчеркнул, что дальнейшее развитие ситуации “будет зависеть в том числе и от того, какие шаги правительство готово предпринять для стимулирования экономического роста в целом и личного потребления в частности”. Но, говорят собеседники “Ъ”, “пакет конкретных мер пока так и не сформирован” — ситуацию осложняют правила ВТО и “напряженность, которая возникла с челнами организации из-за утилизационного сбора”. Источники “Ъ” отмечают, что эффективными мерами поддержки могли бы стать госзакупки, промышленные субсидии, а также субсидирование части ставок по автокредитам.
Дилеры тоже видят причины снижения продаж в общем насыщении рынка. Директор дилерского центра Hyundai “Авилон” Михаил Жмаков говорит о “высокой конкуренции и ценовом демпинге: уже при выводе новых моделей на рынок производители вынуждены предлагать скидки и специальные кредитные программы”. При этом, добавляет он, дилеры до сих пор вынуждены распродавать запасы. “Стоки автомобилей 2012 года продаются не так быстро, как ожидали. Скорее всего, распродажа прошлогодних автомобилей будет вестись еще в течение июня и июля, особенно у крупных дилеров”,— говорит он.
По мнению Владимира Беспалова из “ВТБ Капитала”, майское падение будет наихудшим за год, дальше ситуация скорректируется. “К тому же к осени динамика падения будет объективно ниже из-за высокой базы 2012 года”,— добавляет аналитик. Он считает, что меры господдержки могут быть введены “ближе к осени”, и в первую очередь в плане снижения ставок кредитования. Более существенная поддержка в виде субсидий и госзакупок, уточняет аналитик, может быть введена, если падение несколько месяцев подряд будет держаться на уровне 15%. (kommersant.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)