Авиационный транспорт. В прошлом году воздушному транспорту удалось добиться значительного роста основных производственных показателей. Объем перевозок пассажиров увеличился почти до 57 млн. человек (+ 26,3%). В грузовом секторе перевезено почти 1 млн. т грузов и почты (+29,9%), грузооборот составил 4,7 млрд. т-км (+32,4%).
На долю 15 авиакомпаний приходится 85,2% пассажирооборота и 77% перевозок пассажиров. Основной объем грузовых перевозок (84,7%) выполнен пятью авиакомпаниями – “ЭйрБриджКарго”, “Аэрофлот-Российские авиалинии”, “Волга-Днепр”, “Полет” и “Трансаэро”.
Дополнительным фактором, стимулирующим развитие пассажирских перевозок, стала государственная программа бюджетных субсидий авиакомпаниям в целях обеспечения доступности перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении. В ходе выполнения программы было перевезено более 320 тыс. пассажиров.
Коммерческий парк гражданских воздушных судов РФ, имеющих сертификат летной годности, насчитывает 2027 ед., в том числе 394 – иностранного производства.
По словам главы “Росавиации” А. Нерадько, “работа в 2011 г. будет еще интенсивнее”. Производственные показатели начала года свидетельствуют о продолжающемся (на 15%) росте объемов перевозок. Наибольшее напряжение летом будут испытывать аэропорты Шереметьево и Домодедово из-за ремонта ВПП во Внуково. В этой связи требуется эффективно перераспределить потоки через другие аэропорты.
Объем бюджетных ассигнований отрасли в 2011 г. увеличен на 2453,3 млн. руб. – до 48041, 2 млн. На реализацию инвестиционных программ приходится 61% бюджетных ассигнований, на расходы, связанные с предоставлением субсидий юридическим лицам, – 25%, расходы текущего характера – 13%, выполнение НИОКР – 1%.
Морской транспорт. В 2010 г. морской флот пополнился 15 новыми транспортными судами, из которых 5 зарегистрированы под российским флагом, общим дедвейтом около 1,4 млн. т. В текущем году ожидается ввод в эксплуатацию еще 15 морских судов общим дедвейтом около 800 тыс. т. Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, на начало 2011 г. составило 1483 ед. общим дедвейтом 19,2 млн. т.
Объемы перевозок грузов морским транспортом остались практически на прежнем уровне – 37,5 млн. т, из них на перевозки в заграничном плавании пришлось 51%, в каботажном – 16%. Величина грузооборота составила 55 млрд. т-миль, что на 3% больше показателей прошлого года.
В 2010 г. впервые за последние 20 лет были выполнены основные виды работ по навигационно-гидрографическому обеспечению на трассах Севморпути. Кроме того, “Гидрографическое предприятие” осуществило площадной промер многолучевым эхолотом новой высокоширотной трассы к северу от Новосибирских о-вов. В навигацию-2010 впервые в истории крупнотоннажный 100-тысячный танкер компании “Совкомфлот” прошел в восточном направлении из Мурманска в Китай с 70 тыс. т газового конденсата. Еще один транзитный рейс в этом же направлении осуществил норвежский балкер. Эти рейсы позволили оценить надежность инфраструктуры Северного морского пути. В навигацию-2011 планируется осуществить проводку 150-тысячных танкеров в этом же направлении.
Объем перевалки грузов в морских портах РФ увеличился на 6% и составил 526 млн. т. Впервые Россия перешла полумиллиардный рубеж и в дальнейшем будет стремиться к показателю в 1 млрд. т.
Ключевым инструментом развития инфраструктуры морского и внутреннего водного транспорта стала реализация федеральных целевых программ “Модернизация транспортной системы России в 2002-2010 гг.” и “Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)”. По словам главы Федерального агентства морского и речного транспорта А. Давыденко, в 2003-2010 гг. в портах введены в эксплуатацию дополнительные перегрузочные мощности на 305 млн. т, сооружено более 10 км причальных стенок. Объем перевалки грузов в морских портах России увеличился в прошлом году на 6% и составил 526 млн. т. В 2011 г. экспертами прогнозируется объем перевалки в 560 млн. т. Российские порты планомерно увеличивают долю грузов российской внешней торговли, стабилизируясь на уровне 85% (в 2000 г. – 46%), оставляя на долю иностранных только 15%.
В перспективе будут созданы перегрузочные мощности по перевалке угля (порты Ванино, Восточный, Тамань, Мурманск, Усть-Луга), наливных грузов (Усть-Луга, Козьмино, Новороссийск, Туапсе) и контейнерных (Восточный, Новороссийск, Санкт-Петербург, Усть-Луга). Предусмотрено развитие Севморпути, что обусловлено, прежде всего, добычей углеводородного сырья в северных регионах.
В конце мая состоялась передача в собственность Санкт-Петербурга морского пассажирского порта “Морской фасад”, недавно построенного на Васильевском о-ве. К моменту передачи порт функционировал полностью в составе четырех терминалов – одного паромного и трех круизных, а также 7 причалов – 5 круизных, одного паромного и одного универсального. В навигацию-2011 в порт уже запланировано 211 заходов круизных судов и 110 – паромов. До конца 2011 г. “Морской фасад” намерен обслужить около 403 тыс. туристов с круизных лайнеров и около 25,9 тыс. паромных пассажиров. В Новороссийске, кроме реконструкции и модернизации существующих мощностей, строится крупнейший припортовый терминал. Он должен снять проблему периодически возникающих на этом направлении заторов и нехватки складских площадей. В Туапсе намечено развивать в основном наливные мощности. В ближайшее время оттуда в Тамань перейдет перевалка угля.
В Тамани, помимо уже сооруженных наливных причалов, планируется построить сухогрузный район, где, кроме угля, будут перерабатываться автомобильные грузы и контейнеры.
Сложная ситуация – в Астрахани: город и порт задыхаются от большого количества транспорта, их инфраструктура перегружена. А. Давыденко отмечает, что единственная возможность дать развитие перевозкам на Каспии и разгрузить Астрахань – порт Оля. На его огромной территории можно строить любые причалы. В настоящее время на всех уровнях достигнуто понимание того, что в Оле нужно сосредоточить всю грузовую работу на Каспии (деньги в ФЦП на это заложены). Необходимо построить полноценные офисы, пункт пропуска, а также инфраструктуру для обслуживания флота.
Государство совместно с частным бизнесом планирует создать в Ростове-на-Дону мультимодальный транспортно-логистический узел “Ростовский универсальный порт”, а формирование особой экономической зоны в морском порту Советская Гавань может способствовать дополнительной загрузке коридора “Запад – Восток”. В рамках проектов освоения шельфа о. Сахалин открыты морской нефтеналивной терминал в порту Де-Кастри в Хабаровском крае и новый порт Пригородное на о-ве Сахалин, который технологически связан с современным припортовым заводом по сжижению природного газа, а также системой нефтепроводов.
К 2016 г. планируется довести ежегодную перевалку грузов до 750 млн. т и создать дополнительный резерв пропускной способности морских портов в 15%.
Реализация проектов модернизации и развития инфраструктуры в глубоководных морских портах, расположенных, как правило, в городской черте, не приносит достаточного экономического эффекта. В связи с этим требуется создание новых портовых мощностей на достаточно больших по площади и свободных территориях, имеющих хорошие естественные глубины. Такие проекты также есть в планах “Росморречфлота”. Они будут реализованы на основе государственно-частного партнерства. При этом в агентстве надеются сохранить и увеличить приток внебюджетных инвестиций и сохранить пропорцию бюджетных и внебюджетных поступлений, что потребует в том числе совершенствования механизмов концессии и аренды.
Автомобильный транспорт. Президент России Д. Медведев подписал Федеральный закон “О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации”. Бюджетный кодекс дополняется статьей, определяющей правовую базу создания Федерального дорожного фонда, который будет формироваться в составе федерального бюджета, а также аналогичных фондов в регионах. Базовый объем бюджетных ассигнований фонда на текущий год составит 254,1 млрд. руб. с ежегодной корректировкой на инфляцию.
На формирование Федерального фонда будут направляться акцизы на бензин, при этом предлагается с 1 января 2014 г. зачислять в федеральный бюджет 28% акцизов, в региональные бюджеты – 72%. Кроме того, в фонд пойдут доходы от использования имущества, входящего в состав автодорог общего пользования федерального значения, передачи в аренду земельных участков, расположенных в их полосе отвода, сборы за проезд по национальным магистралям машин, зарегистрированных в других странах.
С 1 января 2013 г. в фонд начнет поступать плата с транспорта массой выше 12 т и штрафы за ее невнесение. Объем Федерального фонда в 2011 г. составит 377 млрд. руб., 2012 г. – 348 млрд., 2013 г. – 408 млрд. За счет средств фонда Минтранс рассчитывает к 2015 г. привести в нормативное состояние до 85% сети федеральных автодорог, а также мосты: из 6 тыс. этих сооружений около 1 тыс. находятся в аварийном состоянии. За счет средств Федерального фонда с 2011 г. все дороги к населенным пунктам численностью 125 тыс. человек и более будут оснащены твердым покрытием, на что потребуется 44,5 млрд. руб. В настоящее время в 18 субъектах РФ 80% дорог находятся за гранью нормативных требований.
Железнодорожный транспорт. В настоящее время на долю железных дорог приходится более 42% грузооборота и более 33% пассажирских перевозок в стране. Годом стабилизации назвали железнодорожники 2010 г. После падения объемов перевозок на 15% в 2009 г. железным дорогам удалось обеспечить рост погрузки на 8,7% и, прежде всего, высокостоимостных грузов: нефтяных – на 11%, удобрений – на 16%, кокса – на 19%, руды – на 7%; их объемы превысили докризисный уровень.
Однако с выходом экономики из кризиса вновь возник дефицит универсального подвижного состава, в первую очередь полувагонов. В настоящее время удовлетворение растущего спроса на полувагоны, который обусловливается в том числе ростом средней дальности перевозок, ограничено мощностями по производству деталей крупного и среднего литья, увеличением стоимости полувагонов (цена за 2010 г. выросла почти в 1,5 раза) и ростом стоимости капитального ремонта за счет повышения цен на комплектующие в 2 раза.
В 2010 г. доходы от перевозок составили 1,81 трлн. руб. (рост по сравнению с 2009 г. на 13%), чистая прибыль – около 70 млрд. На отрасль приходится 4% всех инвестиций в российскую экономику.
Что касается пассажирского сектора, то в условиях обострения конкуренции на рынке объемы перевозок пассажиров дальнего следования сократились на 3,3%. Избежать более глубокого падения помогло гибкое ценообразование. Самой заметной из акций стала скидка в 50% от стоимости поездки на верхней полке в купейном вагоне.
Объем перевозок в пригородном сообщении снижен более чем на 20% – железнодорожники утверждают, что это произошло из-за изменения системы организации учета пригородных пассажиров. Одновременно растет спрос на скоростное пассажирское сообщение – этот вид перевозок является рентабельным и успешно конкурирует с авиасообщением.
Важную роль в развитии транспортного комплекса страны сыграет реализация Транспортной стратегии до 2030 г. Развитие опорной транспортной сети при этом предусматривается на принципах национальных транспортных коридоров, которые впоследствии стыкуются с МТК европейской и азиатской транспортных систем.
Внедрение логистического подхода к реализации стратегии обеспечит, прежде всего, ускорение и непрерывность движения материальных потоков, снижение на 30-40% затрат в дистрибуции, связанных с продвижением продукции от мест производства к местам потребления, развитие контейнерных и контрейлерных перевозок в интер- и мультимодальном сообщении, обеспечение логистического сервиса на уровне международных стандартов. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности транспортного комплекса РФ, развитию экспорта транспортных услуг и реализации транзитного потенциала России в глобальной системе МТК.
Современные основные грузопотоки формируются по осям Запад – Восток и Север – Юг как в международном, так и в трансконтинентальном масштабе. Именно эти направления транзитных перевозок совпадают с большим объемом межрегионального сообщения внутри России. В районе тяготения к данным транспортным направлениям сосредоточено более 80% населения и промышленного потенциала страны.
Приоритетное значение для РФ с точки зрения максимальной реализации транзитного потенциала имеет коридор Запад – Восток, основу которого составляет Транссиб протяженностью более 10 тыс. км. В зоне тяготения этой магистрали сосредоточен колоссальный ресурсный потенциал. К этому коридору примыкают БАМ, Транскорейская магистраль, ответвление от Транссиба на Казахстан и далее в Китай, ответвление в Забайкальске на Пекин через Маньчжурию и к портам Юго-Восточной Азии.
При использовании Россией возможностей коридора Запад – Восток в полной мере она могла бы переключить на себя до 10-15% общего товарооборота между Европой и Азией и сократить время доставки в 2-3 раза по сравнению с морским путем.
Но для реализации Россией своего огромного транзитного потенциала, прежде всего, необходимо развивать транспортно-логистическую инфраструктуру, т. е. создавать в крупных транспортных узлах, расположенных в этом коридоре, транспортно-логистические центры (ТЛЦ), функционирующие, как правило, на коммерческой корпоративной основе и обеспечивающие скоординированное взаимодействие всех видов транспорта и участников логистического процесса.
Учитывая огромную территорию России, особенности ее административно-территориального устройства, наличие крупных транспортных узлов, расположенных в МТК евроазиатского направления, до 2025 г., по оценке, РФ потребуется создать не менее 10 крупных мультимодальных ТЛЦ федерального и международного ранга в крупнейших транспортных узлах, а также около 20 крупных логистических центров регионального ранга (РТЛЦ) в транспортных узлах областного или краевого уровней.
Кроме того, в Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупнейших городов страны необходимо создать опорную сеть терминальных комплексов и региональных ТЛЦ, объединенных в интегрированные региональные транспортно-логистические системы на основе единого организационно-экономического, информационного, нормативно-правового, кадрового и финансового пространства.
Для столичного узла в рамках программы “Московский терминал” разработана принципиальная схема развития логистических комплексов в увязке с развитием МТК. Предусматривалось создание трех терминально-логистических колец вокруг столицы. Программа требовала около $2,5 млрд. на реализацию. Ряд инвестиционных проектов уже выполнен, часть – находится в стадии реализации.
Кроме того, эти объекты непосредственно увязаны с развитием 11 промышленных округов на территории Московской области. Наиболее крупные логистические комплексы предполагается разместить в Нарофоминском, Каширском, Домодедовском, Ступинском, Одинцовском, Солнечногорском, Коломенском и Клинском районах. Площадь РТЛЦ – от 40-60 до 400 тыс. га.
Начинают создаваться транспортно-логистические комплексы в других областях ЦФО. Разработаны и реализуются проекты в Смоленской области в районе Вязьмы, в Калужской (Обнинск), есть целевая программа развития логистической инфраструктуры для Брянской области, а также регионов Сибири и Дальнего Востока. В частности, в Новосибирской области с участием инвесторов формируются три крупные инфраструктурные зоны – Западная, Восточная и Южная. Разработан и реализуется проект создания промышленно-логистического парка (ПЛП) на территории в 2000 га; площадь логистических комплексов, складов и терминалов класса “А” составит 1300 тыс. кв. м, объем инвестиций – 35 млрд. руб.
Формирование на территории Иркутской области 15 МТЛЦ оценивается в $535 млн. При этом за 10 лет будет получен интегральный экономический эффект в $1340 млн. при среднем сроке окупаемости инвестиций 7,5-8 лет. Дополнительно будет создано около 10 тыс. рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят $900 млн.
На Дальнем Востоке предлагается создать два крупных МТЛЦ в Хабаровском и Владивостокском узлах, 6 МТЛЦ средней мощности регионального уровня и около 15 территориальных ТЛК. Общая потребность в инвестициях по минимальному варианту оценивается в 16,8 млрд. руб.
По оценке экспертов, уже в текущем году в мире должно функционировать почти 70 международных ТЛЦ, которые будут связаны интермодальными транспортными коридорами с подключением региональных логистических систем, обеспечивающих выход к каждому грузоотправителю и грузополучателю. В целом такая схема организации доставки грузов обеспечит повышение ее эффективности в среднем на 30-40%
Располагая системой морских портов, развитыми сетями железных и автомобильных дорог, судоходными путями сообщения на речном транспорте, международными аэропортами, воздушными трассами над территорией страны, Россия в целом обладает огромным транзитным потенциалом. Кроме того, у России крайне благоприятное географическое положение в геостратегическом треугольнике между ЕС, Юго-Восточной Азией и Северной Америкой. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)