По информации Министерства транспорта Азербайджана, строительство железнодорожной магистрали Баку – Тбилиси (Грузия) – Карс (Турция) завершится в 2012 г., а ее эксплуатация начнется в 2013 г., несмотря на удорожание стоимости строительства. В итоге с 2013 г. в Азербайджане будут созданы условия для транзита грузов из Азии в Европу и обратно через территорию Турции и туннель под Босфорским проливом.

Министерство транспорта Азербайджана и Министерство регионального развития и инфраструктуры Грузии подписали в мае 2011 г. протокол о дополнениях и изменениях в азербайджанско-грузинское межправительственное соглашение о принципах и условиях финансирования, проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации грузинского участка дороги Баку – Тбилиси – Карс (участка Марабда – граница Турции).

Согласно протоколу, государственный кредит Азербайджана, предоставляемый Грузии через банк-агент («Международный банк Азербайджана») увеличен до $775 млн. Кредит разделен на 2 транша: транш А, выделенный в 2007 г., составляет $200 млн., предоставляемых на 20 лет по годовой ставке 1%; транш B составит $575 млн., предоставляемых на 25 лет по ставке 5%.

Азербайджан и Грузия создадут также СП для осуществления грузовых перевозок на грузинском участке железной дороги Баку – Тбилиси – Карс.

***

В настоящее время совокупная протяженность автодорожной сети Азербайджана составляет 25 тыс. км, при этом, по заявлению официальных лиц, активно ведется модернизация автомагистралей.

Министр транспорта Азербайджана З. Мамедов заявил, что через 3 года все автодороги Азербайджана будут соответствовать международным стандартам, что повысит объем международных грузоперевозок по автомобильным дорогам страны. За три последних года на дорожное строительство в стране было направлено 3 млрд. манат (свыше $3,7 млрд.), благодаря которым было также завершено сооружение Бакинской окружной дороги, строительство которой началось еще в советские времена. Всего за последние годы в Баку проложено и отремонтировано 170 км дорог, построены 15 путепроводов и 30 пешеходных переходов, некоторые еще продолжают строиться.

В Баку создается Центр интеллектуального управления городским транспортом (завершение работ намечено на конец февраля 2012 г.). Стоимость проекта составляет $100 млн. Будет построено 639 площадок («карманов») для остановок городского транспорта, 140 стоянок такси. На 450 автобусных остановках будут установлены электронные информационные табло и камеры наблюдения. Интеллектуальная система предусматривает также установку 150 новых электронных светофоров. Основное оборудование для системы импортируется из Республики Корея (соответствующий контракт был подписан в мае 2008 г. Министерством транспорта Азербайджана и компанией «SK C & C Co, Ltd.»).

Интеллектуальная система управления дорожным движением, создаваемая в Азербайджане, будет первой на пространстве СНГ. Ее создание позволит отправлять оперативную информацию о движении автотранспортных средств, скорости, остановках, транспортных авариях, пробках и других событиях в центральный диспетчерский пункт. В перспективе в рамках проекта будет внедрена система оплаты электронными картами. Посредством POS-терминалов, установленных на авто- и железнодорожных вокзалах, аэропортах и в портах, станет возможным предоставление пассажирам или туристам информации об оптимальных маршрутах всеми видами транспорта и о выборе оптимального трансферта межу ними, а также для централизованной продажи билетов по выбранному маршруту. Интеллектуальное регулирование городского транспорта охватит столицу Азербайджана, а в перспективе – весь Апшеронский полуостров.

Совместно с Европейским банком реконструкции и развития («EBRD») готовится проект Стратегического транспортного плана Баку. В его разработке участвуют финская компания «WSP» и греческая юридическая фирма «KLC». План содержит несколько сценариев развития транспортной системы Баку, инвестиционную стратегию, мероприятия по созданию парка интермодальных терминалов, модель «Transcard».

Министерство транспорта Азербайджана объявило, что процесс оптимизации автобусных маршрутов и остановок в Баку дал положительные результаты – сокращение числа автобусных маршрутов с 310 до 217. В итоге вместо 3,3 тыс. микроавтобусов в городе будут эксплуатироваться 1130 крупных и 674 средних автобуса. Для развития городского транспорта в соответствии с современными стандартами в страну завезено более 2,3 тыс. новых пассажирских автобусов.

***

Согласно «Концептуальной схеме развития линий Бакинского метрополитена» и «Государственной программе по развитию Бакинского метрополитена в 2011-2015 гг.», в течение 20 лет число станций метро будет доведено до 76, протяженность туннелей – до 119 км; в столице также появятся наземные станции метро для снижения их себестоимости.

Бакинский метрополитен, построив туннели протяженностью 83 км, может покрыть потребности столицы в услугах метрополитена. Будут построены 5 новых отдельных линий (каждая со своим депо). Станция метро «Азизбекова» будет пересадочной.

В июле сдается в эксплуатацию станция метро «Дарнагюль», а станция «Автовокзал» – в конце 2014 г.

В 2013 г. на Бакинском метрополитене завершится реконструкция станции метро «28 мая», строительство трех депо, после чего будут проложено сооружение новых линий («Ази Асланова» – «Ичери Шехер» и «Дарнагюль – Хатаи»). Таким образом, будет прямая линия «Низами – Джафар Джаббарлы – Хатаи». В настоящее время ведутся переговоры с исполнительной властью Баку и Госкомитетом по архитектуре и градостроительству Азербайджана об отводе территорий под три депо.

Тем не менее Бакинский метрополитен отказался от строительства веток до Сумгаита и международного аэропорта, так как расстояние до Сумгаита составляет 28 км, а до аэропорта – 25 км, а ожидаемый пассажиропоток оценивается в 60-80 тыс. человек в день, что эквивалентно соответствующему показателю только по одной станции «Эльмляр Академиясы».

В настоящее время рассматривается вариант организации движения в город-спутник легкого рельсового транспорта (ЛРТ). Министерство транспорта Азербайджана имеет три предложения о сооружении ЛРТ, в том числе из Республики Корея и Франции. Новая магистраль позволит высвободить большое количество автобусов и ускорить доставку пассажиров между обоими городами.

По заявлению начальника отдела транспортной политики и экономики Министерства транспорта Азербайджана С. Мамедова, хотя этот проект и не является актуальным до 2015 г., но относится к первоочередным задачам. Это будет облегченная железная дорога с полностью автоматизированной «интеллектуальной» системой управления, по которой будут курсировать 6 трехвагонных составов. Пути будут уложены на эстакаду, чтобы не мешать движению других видов транспорта.

В настоящее время Бакинский метрополитен закупает у одной германской и одной американской компании туннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК). Стоимость ТПМК составляет $30-50 млн. Основной целью закупки этих комбайнов является ускорение прокладки новых туннелей. Комплексы имеют мощность проходки 30-40 м в сутки, что положительно повлияет на реализацию стратегического плана развития Бакинского метрополитена в ближайшие 20 лет. (БИКИ/Транспорт в Украине, СНГ, мире)