Аналитики отмечают, что в условиях греческого кризиса деньги, поступающие в Грецию из Германии, разными путями вновь в нее и возвращаются. По данным греческой газеты “Nea”, греческие судовладельцы в настоящее время спасают германскую судоходную отрасль, оказывая поддержку тысячам немецких мелких инвесторов. “Может быть, в плане государственных финансов Греция имеет сверхзадолженность и зависима от германской помощи, однако в судоходстве картина противоположная, – отмечается в газете. – Греческие судовладельцы истратили более 2 млрд. евро на покупку подержанных судов в течение первых семи месяцев 2012 г., приобретя на вторичном рынке 111 морских судов и установив, таким образом, мировой рекорд в покупках такого рода”.

В то же время более 100 германских финансовых фондов, которые инвестируют в морское судоходство, обанкротились, а еще 800 соответствующим германским фондам грозит закрытие из-за глубокого кризиса, наиболее сильно ударившего по категории судов-контейнеровозов, по которым германские судовладельцы занимают первое место в мире, контролируя 40% рынка.

Однако из-за проблем с финансированием немцам грозит потеря первенства, которое у них “заберут” греческие судовладельцы, которые располагают не только достаточной наличностью, но и прекрасной кредитоспособностью, имея возможность получать кредиты от банков на сумму до 100% стоимости судна. Именно из-за этой кредитоспособности германские банки и германские судоходные фонды призвали их спасти то, что еще можно спасти из огромного флота контейнеровозов, которому грозит развал после сокращения европейского импорта в зависимости от региона в пределах от 9,5% до 18%.

Как объясняет директор-распорядитель компании судоходного консалтинга “XRTC” Й. Ксирадакис, бум германского торгового судоходства основывался в последние годы на капиталах инвестиционных фондов, в которых участвовали тысячи мелких вкладчиков, инвестировавших в них сбережения ввиду высоких дивидендов, а также вывода этих инвестиций из-под налогообложения. Однако когда, с одной стороны, с 2008 г. после кризиса уменьшились или исчезли дивиденды, а с другой стороны, обесценилась стоимость судов, вся система пришла в “шаткое” состояние.

Кредиты, которые получили фонды от банков, больше не покрывали стоимости обесценившихся германских контейнеровозов. Таким образом, банкиры и фонды обратились к опытным и обладающим достаточной наличностью греческим судовладельцам, чтобы они купили то, что продается. На данный момент осуществлено много греко-германских сделок, и торг на предмет других приобретений продолжается.

Показателем уровня ликвидности, которой располагают греческие судовладельцы, является тот факт, что в разгар кризиса, согласно данным, собранным брокерской фирмой по приобретению судов “Allied Shipbroking Inc.”, греки значительно опередили других судовладельцев как по суммам, которые они заплатили, так и по числу приобретенных судов. Вторыми в списке покупателей германских судов являются китайцы с $565 млн. инвестиций и 62 судами, за ними следуют норвежцы, а намного позади них находятся немцы. Отмечается, что эти данные не включают суммы, которые будут выплачены до конца 2012 г. за заказы судов новой постройки, общая стоимость которых в покупках греков превышает $6 млрд.

Согласно данным, о которых было сообщено в июне 2012 г. на международной судоходной выставке “Posidonia-2012” в Афинах, греческий торговый флот продолжает занимать первое место по грузоподъемности в мире. Согласно официальной статистике, контролируемый греками торговый флот насчитывает 3325 судов общим дедвейтом 227 млн. т, что представляет примерно 15% грузоподъемности мирового судоходства. В 2011 г. доходы от перевозок грузов греческими судами достигли примерно 13 млрд. евро, что равнялось примерно 6,0% ВВП Греции.

По информации греческого правительства, с 2000 г. по 2011 г. судоходство принесло Греции 154 млрд. евро дохода от услуг в сфере перевозки грузов, что равно примерно половине всего государственного долга страны. Это почти в четыре раза больше, чем все кредиты, которые Евросоюз предоставил Греции с 2000 г. по 2013 г. и которые составляют 46 млрд. евро. Эти впечатляющие денежные поступления обеспечили 750 греческих судоходных компаний. При этом примерно 40% из этих 154 млрд. евро вновь вернулись за рубеж, потому что судоходные компании оплачивают услуги, предоставляемые другими странами. Отток средств за рубеж происходит из-за того, что пока отсутствуют необходимые законодательные рамки, которые создали бы условия для удержания в Греции большей части валюты, получаемой от судоходства. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)