26 декабря 2012 г. в Москве в центральном офисе ОАО “РЖД” под председательством первого вице-президента компании Вадима Морозова состоялось видеоселекторное совещание по вопросу взаимодействия железных дорог с морскими портами России, а также организации работы в период предстоящих праздничных дней.

В нем приняли участие заместитель министра транспорта РФ Виктор Олерский, и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта РФ Владимир Чепец, начальники припортовых и грузообразующих железных дорог – филиалов ОАО “РЖД”, представители морских портов, нефтебаз, стивидорных компаний, региональных органов исполнительной власти.

По прогнозам Минтранса, которые озвучил Виктор Олерский, в 2012 г. рост грузооборота морских портов России составит около 6%, объемы перевалки достигнут 565-567 млн. т.

При этом, как отметил Вадим Морозов, по железной дороге за этот период будет перевезено 230 млн. т грузов с перевалкой в портах. Наибольший прирост достигнут в направлении Северо-Запада, куда отправлено около 100 млн. т, что на 14% больше, чем в прошлом году. В порты Дальнего Востока перевезено более 76 млн. т (+7%), юга России – 56 млн. т (+2%).

В целом, в уходящем году темпы роста экспортных перевозок через российские морские порты превысят 8%. Вадим Морозов подчеркнул, что с 2007 г. перевозки внешнеторговых грузов на Восточном полигоне сети железных дорог ОАО “РЖД” возросли в 2 раза. В связи с этим особую значимость приобретает развитие в регионе железнодорожной инфраструктуры. Значимым событием стало открытие 25 декабря 2012 г. на линии Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань Нового Кузнецовского тоннеля, который существенно расширит возможности дальневосточных портов.

“Рост объемов экспортных перевозок происходит на фоне общего снижения погрузки грузов железнодорожным транспортом, что обусловлено макроэкономическими процессами в экономике. В этих условиях значительно возрастает роль взаимодействия железнодорожного и морского видов транспорта при организации перевозок грузов”, – заявил первый вице-президент ОАО “РЖД”.

По его словам, для повышения качества взаимодействия всех участников перевозочного процесса в текущем году на припортовых железных дорогах проведены межрегиональные координационные советы с участием руководителей ОАО “РЖД”, морских портов, стивидоров, крупных грузовладельцев и операторов подвижного состава. На этих заседаниях были выработаны оптимальные алгоритмы сотрудничества.

В целях координации работы портов и железных дорог на Октябрьской, Северо-Кавказской и Дальневосточной железных дорогах созданы и работают логистические центры. В результате проведенных мероприятий выгрузка вагонов в портах в текущем году увеличилась на 10% по сравнению с прошлым годом, составив более 6100 вагонов ежесуточно.

Однако принимаемых мер недостаточно для того, чтобы полностью удовлетворить потребности грузоотправителей в перевозках грузов. Выгрузка портами осуществляется лишь на 70% от их потенциальных возможностей, потери выгрузки только в декабре превышают 70 тыс. вагонов. В результате сегодня на сети железных дорог отставлено от движения около 200 поездов с грузами.

Многие порты не готовы к работе в условиях низких температур. Основными факторами снижения объемов перевалки являются отказ погрузочно-разгрузочной техники, промерзание акватории и несвоевременная ледокольная проводка судов.

Большинство портов не оборудовано средствами для размораживания грузов, выгрузка осуществляется грейферным способом. В текущем году российскими портами повреждено свыше 76 тыс. вагонов, что на 51% выше уровня 2011 г. При этом основной объем повреждений приходится на малые, неспециализированные порты, где при грейферной выгрузке повреждено 58 тыс. вагонов или 77% от общего количества.

Вадим Морозов обратился к владельцам подвижного состава с предложением совместно разработать меры воздействия на недобросовестных участников перевозочного процесса.

По его мнению, для решения системных проблем необходимо принятие новой редакции федерального закона “О морских портах РФ”, а также постановления Правительства РФ “Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с участниками перевозочного процесса”.

По словам участников совещания, особое внимание должно быть уделено обеспечению стабильности работы в предстоящие праздничные дни. Железная дорога и морские терминалы продолжат осуществлять деятельность в обычном режиме в соответствии с действующими нормативами. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)