Минтранс РФ предлагает отменить обязательное условие для авиакомпаний иметь в парке не менее восьми самолетов. Это облегчит доступ новых игроков на рынок и снизит стоимость билетов.

Как пишут “Ведомости”, Минтранс отправил на межведомственное согласование проект комплекса мер по снижению стоимости авиабилетов внутри страны, сообщил представитель пресс-службы министерства. По его словамдокумент был разработан по поручению президента Владимира Путина.

В основу документа Минтранса легли предложения “Аэрофлота”, которые гендиректор авиакомпании Виталий Савельев передал в конце прошлого года Путину. Например, планируется разрешить невозвратные тарифы, овербукинг (перепродажу билетов на рейсы), взимание платы за багаж менее 10 кг (сейчас это бесплатно), наем иностранных пилотов. Также авиакомпаниям могут разрешить не кормить пассажиров на перелетах менее трех часов.

Кроме того, Минтранс предлагает снизить обязательное требование к перевозчикам на регулярных маршрутах иметь в парке не менее восьми самолетов вместимостью более 50 кресел. Эта мера вступила в силу только в ноябре прошлого года. Тогда же объявила о прекращении деятельности авиакомпания “Кубань”, объяснив свое решение именно новыми требованиями.

Замдиректора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Андрей Шнырев говорит, что нынешний порог является фактически запретительным для выхода на рынок авиаперевозок, особенно для компаний-дискаунтеров. Он допускает возможность полной отмены требования о количестве самолетов. Есть, например, идея замены требования крупными компенсациями для пассажиров в случае задержки или отмены рейса по вине авиакомпании. Именно так делается во всех европейских странах, напомнил чиновник. “На отмене требований к минимальному количеству самолетов настаивала WizzAir, которая хочет создать лоукостера в России”, – говорит идеолог проекта Дмитрий Черняк (бывший топ-менеджер А1). Но другое предложение – отмена пошлин на самолеты вместимостью 160-170 кресел, являющиеся основой парка всех лоукостеров, – в итоговый список так и не вошло, сожалеет он.

Представитель “Аэрофлота” затруднился прокомментировать возможную отмену требований по минимуму самолетов. “Эти меры – общемировая практика, у пассажира должен быть выбор”, – говорит представитель “Ютэйр”. Но их недостаточно. Существенно снизить цены на билеты могла бы отмена НДС на внутренние рейсы. Но категорически против Минфин, добавляет собеседник.

Минтранс РФ также настаивает на обнуление налога на добавленную стоимость (НДС) для внутрироссийских авиаперевозок. В пакете комплексных предложений, которые были разосланы на согласования в ведомства “речь идет о формировании мер по созданию условий для развития авиакомпаний по модели лоу-кост”, пояснил “Российской газете” замминистра транспорта Валерий Окулов.

И если эти меры будут приняты, то цена билетов для пассажиров снизится. Но пока в Минтрансе не могут сказать точные сроки их введения.

Планируется снизить требования к малым аэропортам, где объемы перевозок невелики и установить рациональные требования по обеспечению авиационной и транспортной безопасности, которые соответствуют реальным угрозам. Предлагается разработать и утвердить методики расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании регулируемых тарифов на услуги естественных монополий в аэропортах, также как при формировании регулируемых ставок аэронавигационных сборов. Говорится и о нормативах, которые позволят ввести ставки арендной платы за использование аэродромных комплексов, находящихся в федеральной собственности. Есть идея внести изменения в Федеральные авиационные правила, касающиеся сертификации эксплуатантов, например, снять ограничения по количеству самолетов в парке.

Не забыли в Минтранса и о необходимости законодательно разрешить иностранным пилотам работать в российских авиакомпаниях. Также есть в предложениях и пункт о внесении изменений в законодательство, которые дадут возможность российскими авиакомпаниями продавать билеты по “невозвратным” тарифам. И исключить из тарифа перевозку багажа при его отсутствии, а также трат на предоставление питания на борту с продолжительностью полета менее трех часов. А еще предлагается изменить порядок перебронирования пассажирских мест и выплате компенсаций пассажиру в случае изменения условий перевозки или отказа в перевозке в связи с перебронированием.

Минтранс также хочет установить норму по поставщикам услуг в аэропортах: заправка, техническое обслуживание самолетов, обработка грузов. В воздушных гаванях, через которые в год проходит не менее миллиона пассажиров – не менее двух, в аэропортах с пассажиропотоком свыше 5 млн. человек – не менее трех поставщиков. Предлагается увеличить уставной капитал Государственной транспортной лизинговой компании и других лизинговых компаний с госучастием для приобретения воздушных судов с количеством пассажирских кресел до 55, используемых на региональных и местных линиях. Также Минтранс намерен выйти и на Евразийскую экономическую комиссию с предложением об освобождении от уплаты таможенных пошлин турбовинтовых гражданских пассажирских самолетов не старше 10 лет с количеством посадочных мест не более чем на 72 человека. (Trans-port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)