Инвесторы, которые направляют средства в модернизацию, реконструкцию существующих и строительство новых стратегических объектов портовой инфраструктуры будут иметь стопроцентные гарантии защиты своих инвестиций. Над развитием соответствующих положений Закона Украины “О морских портах Украины” по обеспечению четкого и прозрачного механизма компенсации инвестиционных вложений сейчас активно работает Мининфраструктуры. В частности, специалистами ведомства уже подготовлен проект постановления Кабинета министров Украины “Об утверждении Порядка заключения договоров компенсации инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры”, который выносится на публичное общественное обсуждение.

Документ полностью регулирует условия и порядок заключения соответствующих компенсационных договоров – начиная от преддоговорной подготовки к даче согласия на заключение договора Кабинетом министров Украины и его подписания.

Такие договоры будут заключаться инвестором непосредственно с Администрацией морских портов Украины (далее – администрация), в случае если администрация не была стороной самого инвестиционного договора, по которому и осуществляется финансирование в развитие стратегических объектов портовой инфраструктуры (это объясняется тем, что в инвестиционных договорах среди существенных условий предусматриваются и условия компенсации инвестиций. Следовательно, если сторонами такого договора является непосредственно администрация и инвестор, то потребность в повторном урегулировании между ними отношений по компенсации вложенных инвестиций отсутствует).

Отдельный раздел проекта Порядка посвящен именно существенным условиям договора компенсации.

В частности, согласно документу такими условиями являются: предмет договора со ссылкой на инвестиционный договор как на основание заключения договора компенсации; срок (график) осуществления компенсаций, который наступает не ранее ввода объекта инвестирования в эксплуатацию; порядок определения размера инвестиций, подлежащих компенсации ; размер инвестиции, подлежащих компенсации; источники компенсации; обеспечение прав собственности государства на имущество; защита интересов государства; предотвращение в дальнейшем отчуждения государственного имущества, а также обязательства администрации по ведению технического и финансового контроля за ходом инвестирования в стратегические объекты портовой инфраструктуры. По соглашению сторон в договоре компенсации могут быть предусмотрены и другие условия, которые стороны считают существенными.

При этом, что касается источников компенсации, то договором может быть предусмотрено направление на определенный период портовых сборов (кроме административного сбора), взимаемых в связи с эксплуатацией соответствующего объекта инвестирования, инвестору. Кроме того, сумма внесенных инвестиций может быть зачтена в сумму концессионной или арендной платы, подлежащей внесению инвестором за использование объектов инвестирования.

Поэтому одобрение и принятие указанного Порядка позволит на законодательном уровне установить четкий механизм защиты и компенсации инвесторам их вложений в стратегические объекты портовой инфраструктуры, а следовательно значительно улучшить инвестиционный климат в отрасли. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)