На международной арене интересы холдинга “РЖД” будет представлять новая структура – “РЖД Интернешнл”. О задачах, которые стоят перед ней, газете “Гудок” рассказал генеральный директор компании Сергей Павлов.
– Чем было вызвано создание новой структуры вместо прежней “Зарубежстройтехнологии”?
– “Зарубежстройтехнология” (ZST) создавалась под конкретный ливийский проект, который в то время был самым крупным железнодорожным проектом в мире. Как исполнитель этого проекта компания состоялась – были мобилизованы ресурсы и выполнен огромный объем работ. Но был и отрицательный опыт, поскольку мы все старались делать своими силами. Решение о создании “РЖД Интернешнл” было принято на совещании у президента ОАО “РЖД” Владимира Якунина в августе прошлого года. От ZST компания отличается тем, что является инжиниринговой, то есть управляющей проектами. Здесь не стоит задача обязательно все делать самим, поэтому это совершенно другая структура, другие функциональные обязанности. Мы будем выбирать наиболее эффективную модель управления зарубежными проектами. Что то, в чем у нас есть хорошие компетенции, сделаем сами, под другую часть подберем исполнителя. То есть мы должны выбрать самый оптимальный вариант реализации проектов, учитывая особенности каждой страны. А они везде разные.
Перед РЖД сейчас стоят задачи расширения географии своей деятельности и увеличение портфеля зарубежных инфраструктурных проектов. Поэтому перед нашей компанией поставлена цель реализации внешнеэкономической деятельности холдинга. На сегодняшний день мы, во-первых должны эффективно управлять уже существующими проектами, а во-вторых, обеспечить холдингу доходы за счет реализации новых. Кроме того, мы будем популяризировать брэнд РЖД за рубежом, продвигать его на другие рынки.
– Какие проекты перешли к вашей компании и в каком они состоянии?
– Главный на сегодняшний момент проект – это строительство и реконструкция железных дорог в Сербии. Он включает строительство новой однопутной электрифицированной линии протяженностью 68 км на участке “Вальево – Лозница”, строительство и электрификацию второго пути на участке “Белград – Панчево”, реконструкцию линии “Белград – Бар” (200 км) и реконструкцию шести участков линии Европейского транспортного коридора Х, поставкудизель-поездов.
Мы ожидаем утверждения Межправительственного соглашения в парламенте Сербии, после чего можно осуществить подписание основного контракта. Предположительно это будет уже в марте. В июне можем приступить к началу работ.
Второй проект – это электрификация линии “Гармсар – Горган” (386 км) в Иране. Сейчас проект договора на проектные работы находится на рассмотрении у руководства “Иранских железных дорог”.
– РЖД приходится участвовать в международных тендерах с другими зарубежными компаниями. Каковы сильные и слабые стороны компании по сравнению с конкурентами?
– Зарубежные железнодорожные компании зачастую для победы в тендерах делают акцент на готовности инвестирования части собственных средств в первоначальную проработку и подготовку проекта. И, конечно, это дает им значительное конкурентное преимущество. Нам же для побед на тендерах необходимо разработать оптимальный портфель предложений, исходя из рыночных возможностей, компетенций и ресурсов компании. Наше неоспоримое преимущество – это огромный опыт строительства и эксплуатации железных дорог в различных геологических и климатических условиях, оперирование движением поездов на больших географических территориях в условиях повышенной грузонапряженности, производство ремонта пути с большей производительностью, чем предусмотрено европейскими стандартами. Мы научились ремонтировать пути в условиях повышенного количества поездов, чего нет в других странах. Когда на тендере в Сербии после всех презентаций европейских компаний мы показали, чего можно добиться во время 6-, 8- и 12-часовых “окон”, все были поражены нашими цифрами. Технология управления движением с помощью наших центров – это также наше ноу-хау. Наши тоннелестроители показали в Сочи мировой уровень и получили в Сеуле приз за лучший проект года. Все это мы будем использовать на тендерах, и нам есть что предложить за рубежом.
Нашей слабой стороной является то, что мы больше ориентированы на внутренний рынок, на нашу колею 1520, а в других странах другие стандарты и технологические процессы. Однако мы уже начинаем производить железнодорожную технику на колею 1435, ведем переговоры с “Ремпутьмашем” по поводу производства линейки новых машин, чтобы применять наши технологии ремонта на иностранной колее. Уже в Сербии будем применять новые технологии. Обучим свой персонал и получим новые компетенции. Возможно, даже будем покупать эти новые компетенции и проектные мощности, учитывая, что мы все-таки больше ориентированы на внутренние стандарты.
– Какие перспективные страны вы видите для реализации новых проектов?
– В том договоре, который мы готовимся подписать с РЖД, у нас определена в качестве перспективных 21 страна. В частности, это Индия, Эквадор, Вьетнам. Индонезия, Иран. Мы должны оценить возможность работы там по многим параметрам: с точки зрения государственного законодательства, налогового, конкурентоспособности, перспектив, наконец, безопасности. Мы с холдингом должны выбрать наиболее интересные страны и проекты, а дальше будем работать, углубляясь в конкретные проекты. Каждый будет детально рассматриваться с учетом того опыта, который у нас есть, и после этого уже примем конкретные решения, “заходим” мы в эту страну или нет.
Проекты даже в одной стране бывают разные. В Иране мы электрифицировали железную дорогу “Тебриз – Азершахр” с инвестициями иранской стороны, а вот в строительство линии “Тегеран – Мешхед” нам предлагают на начальном этапе инвестировать самим. Мы самостоятельно будем выискивать в каких-то странах интересные проекты и предлагать их РЖД, не исключая и пространство СНГ. Сейчас мы готовим подписание меморандума о совместной работе с “РЖДстроем” и “Росжелдорпроектом”.
На самом деле предложений по проектам немало, однако большинство стран нам предлагают делать собственные инвестиции с обещанием последующей компенсации. Но у нас нет такой цели – вкладывать средства в иностранные государства, имея большое количество нерешенных проблем у себя. Поэтому мы выбираем оптимальные модели, которые позволяют делать бизнес, принося доход холдингу. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)