1 апреля “улыбнуло” российских водителей. Тех, кто работает на большегрузных фурах и междугородних автобусах. Решение, принятое еще в 2009 г. – о том, что указанные транспортные средства в обязательном порядке должны быть оборудованы тахографами (средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха) – вступило в силу. Нет тахографа – получи штраф, от 1 тыс. до 3 тыс. руб. на водителя, от 5 до 10 тыс. – на работодателя.
Требование иметь и использовать тахограф распространяется на водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов, максимальной массой свыше 3,5 т и транспортные средства, предназначенные для перевозки свыше 8 пассажиров. Машины, использующиеся для городских и пригородных перевозок грузов и людей, от “обязаловки” заиметь тахограф освобождены.
В Европе использование так называемых “черных ящиков” для контроля за режимом работы дальнобойщиков – дело обычное. В России, как водится, новшество приживается с трудом (хотя сообщения о страшных авариях с многочисленными жертвами, случившихся из-за уснувшего за рулем водителя, появляются почти каждый день). Владимирская госавтоинспекция загодя сообщила о том, что сотрудники прошли обучение по вопросу оснащения транспортных средств тахографами, и с 1 апреля нарушителей будут “привлекать” по всей строгости.
Показательный контроль “перед камерами” устроили на стационарном посту на въезде во Владимир. Полчаса выборочной проверки – и вот результат: даже если прибор в машине есть, водители плохо представляют, как он работает, и до сих пор им не пользовались. Ну а гость из Дагестана и вовсе заявил: “Тахограф? Первый раз слышу. А что это?”. Незнание, как известно, не освобождает от ответственности. Первый оштрафованный за отсутствие тахографа во Владимирской области уже появился.
Между тем, на федеральном уровне представители объединений транспортников все громче заявляют о том, что новшество с тахографами, или хотя бы активный контроль и карательные мероприятия за их отсутствие, надо бы отложить. “Если с 1 апреля ГИБДД и Ространснадзор начнут жестко контролировать наличие тахографов, это может создать значительные проблемы для владельцев транспортных средств, – рассказал Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России. – Этих тахографов надо установить несколько миллионов. Технические требования к ним были выпущены только в начале этого месяца, и их массовое производство не налажено. Отсрочка карательных мер, я считаю, просто необходима”.
“Новым требованиям соответствуют международные перевозчики, а уровень готовности внутрироссийских – процентов 20 максимум, – констатирует Наталья Тимофеева, председатель Союза автоперевозчиков опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов. – Особенно это касается глубинки, где у перевозчиков часто просто нет денег на новое оборудование”.
Цена вопроса – порядка 30-45 тыс. руб. за прибор. Причем владимирские специалисты говорят, что через 2 года установленные сегодня тахографы транспортникам придется менять на новые. (АвтоТрансИнфо/Транспорт в Украине, СНГ, мире)