Важнейшей причиной кризиса авиакомпании “АэроСвит” по мнению участников рынка, является конфликт акционеров авиакомпании, возникший вследствие деструктивной позиции некоторых из них.
“Вследствие внутрикорпоративного конфликта и систематического срыва собраний акционеров, лизингодатели и банки-кредиторы начали сворачивать сотрудничество с “АэроСвитом”. Из-за деструктивной позиции двух акционеров (ООО “Генавиаинвест” и государство в лице ФГИУ), “АэроСвит” начали воспринимать как партнера с рисками. Вследствие этого “АэроСвиту” отказывали в пролонгации кредитов, в привлечении новых займов. Острая необходимость в проведении собраний акционеров авиакомпании была связана с планами реструктуризации бизнеса “АэроСвита”, необходимости изменения бизнес-модели работы компании вследствие кризиса мировой авиаотрасли. Неотложная потребность в этом стала ощущаться в начале 2011 г., когда у авиакомпании начали формироваться весьма существенные убытки. Существовал ряд других вопросов, относящихся к компетенции акционеров, которые невозможно было решить без проведения общего собрания акционеров. Например, утверждение программы сокращения затрат, которую не удалось принять из-за срыва “Генавиаинвестом” и ФГИУ общих собраний акционеров “АэроСвита”. В общем, с учетом этого, сложно было прийти к иному итогу, нежели тот, который мы сейчас наблюдаем”, – уверен секретарь наблюдательного совета авиакомпании “АэроСвит” Максим Юхименко.
Начиная с 2010 г. по причине отсутствия кворума не состоялось 55 из 57 созванных собраний акционеров “АэроСвита”. При этом из 27 собраний, в повестке дня которых значились вопросы “об утверждении существенных сделок”, 26 не состоялись по причине отсутствия кворума.
При этом глава наблюдательного совета авиакомпании “Международные авиалинии Украины” Арон Майберг акцентирует внимание и на позиции государства, не способствовавшего выходу “АэроСвита” из кризиса. “Экономический кризис или конфликт акционеров стали причиной проблем “АэроСвита” – мне трудно сказать, что сыграло главную роль. Но я думаю, что одно дополняло другое. “АэроСвит” оказался в сложной ситуации. Эта ситуация очень сложная для любого менеджмента. Надо высказать большое уважение менеджменту “АэроСвита” – он достаточно долго и неплохо пытался справляться с этой ситуацией и делал все шаги, чтобы вывести компанию из этой ситуации. Но, конечно же, если с одной стороны присутствует конфликт акционеров, а с другой стороны отсутствует поддержка государства, то я тогда не понимаю, что может сделать менеджмент. Он даже решение о финансировании не может принять без поддержки акционеров”, – полагает Арон Майберг. (РБК-Украина/Транспорт в Украине, СНГ, мире)