“Мне в моем метро никогда не тесно”. Увы, до таких высот московского патриотизма сегодняшние жители столицы не поднимаются, а Окуджаву предпочитают слушать в более комфортных условиях, чем грохочущий переполненный вагон подземки. Однако, как выяснили социологи исследовательского центра рекрутингового портала Superjob.ru, москвичи все-таки отмечают улучшения в работе метро.

Почти каждый пятый житель столицы (22%) считает, что за последний год работа метрополитена улучшилась. Для сравнения: год назад таких оптимистов было лишь 17%. Чаще других положительный отзыв давали молодые пассажиры (среди респондентов до 24 лет – 28% поставили метро оценку с плюсом). Гораздо более взыскательны люди старшего возраста: “свет в конце метротоннеля” увидели лишь 15%.

Москвичам, по их собственным словам, нравится то, что  “в жаркую погоду стало лучше в вагонах, намного свежее”, “стали чаще ходить поезда в часы пик”, открылись новые станции, на линию вышли новые, более комфортные поезда.

Правда, примерно каждый десятый москвич (11%) сказал, что работа метро изменилась в худшую сторону (но, кстати, год назад так говорили целых 15%). Недовольство тоже растет прямо пропорционально возрасту респондентов. Жалуются пассажиры на то, что плохо работает вентиляция, увеличились цены на проезд, метро “стало опасным видом транспорта”, “в метро невозможно стоять с утра, когда едешь на работу, сжимают так, что невозможно дышать! Ужасно!”. Возмущает москвичей и то, что некоторые граждане не платят за проезд, а просто перепрыгивают турникеты. Это, конечно, же “приезжие” – кто же еще? Признать, что “зайцы” могут иметь и московскую прописку, респонденты не готовы.

40% жителей столицы считают, что в метро пока никаких перемен нет, еще 27% затруднились с ответом. Но активно поучаствовали в заполнении виртуальной книги жалоб и предложений. По мнению москвичей, надо строить больше новых станций и веток, делать метро удобнее для пассажиров. Так, каждый десятый респондент отметил, что требует улучшения система вентиляции на станциях и в вагонах. 9% мечтают о том, чтобы сократить в метро поток пассажиров (как – это вопрос второй, и ответ на него повисает в воздухе). Но тех, кто говорил об этом, стало за год втрое больше. Еще 6% столичных жителей просят обновить вагоны, 5% – сократить интервалы между поездами, по 4% – снизить стоимость проезда и запретить проход в метро бомжам. Насчет бомжей и попрошаек москвичи высказывались постоянно – явно наболело вечное “поможите чем можете дай вам бог здоровьичка”.

По 3% опрошенных просят поддерживать в метро чистоту и повысить безопасность, по 2% – провести wi-fi, наладить работу эскалаторов и продажу билетов, поставить урны для мусора, открыть туалеты, а также развивать другие виды транспорта, сделать перехватывающие парковки около станций метро и пр.

Москвичи, судя по данным опроса, воспринимают метро не просто как “подземку”. “Самое красивое в мире” метро для них – объект гордости. Поэтому немало было тех, кто беспокоился о сохранности наиболее красивых старых станций  и критически оценивал дизайн новых, предлагал сделать форму служащих метрополитена более современной и стильной, пустить на каждой линии “тематические” поезда-выставки и пр. Прозвучало даже предложение добавить к составу вагон-ресторан (желательно даже с маркизой) и организовать в метро выступления звезд шоу-бизнеса или самодеятельный коллективов (видимо, человека сильно утомили баянисты и саксофонисты в переходах). Из более насущных требований – сделать систему навигации более понятной, утром пускать пустые поезда не только с конечных станций, разрешить провоз велосипедов, сделать метро доступным для инвалидов и др.

Так или иначе, опрос показал, что метро – одна из главных московских достопримечательностей, чисто утилитарно москвичи к нему относиться не могут и не хотят. (rg.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)