Комиссия правительства РФ по законопроектной деятельности одобрила с учетом состоявшегося обсуждения законопроект, направленный на создание условий для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта, сообщает пресс-служба правительства. Законопроект будет рассмотрен на заседании Кабинета министров.
Проект федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” и Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” разработан Минтрансом России. Изменения направлены на совершенствование рыночных механизмов в данной сфере.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить выполнение одной из главных задач железнодорожного транспорта – своевременное и бесперебойное обеспечение потребностей экономики в перевозках, говорится в сообщении.
В настоящее время в Федеральном законе “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации” отсутствуют положения, обязывающие владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени. В связи с этим пути общего пользования фактически превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределенное время в ожидании наиболее выгодного груза.
Занятие инфраструктуры вагонами, не участвующими в перевозочном процессе, способствует созданию искусственного дефицита провозных мощностей, появлению “узких мест”.
Законопроектом предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность пользователей услугами железнодорожного транспорта за обеспечение своевременной уборки с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки.
Указанные нормы будут стимулировать участников перевозочного процесса эффективно использовать потенциал инфраструктуры и подвижного состава, отмечается в сообщении.
Кроме этого, документом предлагается урегулировать взаимодействие организации железнодорожного транспорта, определенной в качестве единственного исполнителя по выполнению воинских перевозок, по вопросам передачи железнодорожного подвижного состава и контейнеров с перевозчиками, операторами железнодорожного подвижного состава и контейнеров, владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, иными физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, имеющих железнодорожный подвижной состав и контейнеры на праве собственности или ином праве.
В частности, законопроектом предусмотрено, что по решению правительства Российской Федерации железнодорожный подвижной состав, контейнеры могут быть изъяты у перевозчиков, операторов, иных владельцев на любой период времени, в который возникает угроза социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности или другие случаи угроз Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации” в части актуализации понятия “оператор железнодорожного подвижного состава”, которое учитывает сложившуюся практику деятельности операторов железнодорожного подвижного состава.
Данное изменение обусловлено тем, что в процессе реализации Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной постановлением правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. №384, сформирован рынок услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава под перевозки грузов.
Отсутствие четкой регламентации деятельности операторов и требований к операторам на практике не позволяет провести четкую грань между оператором – профессиональным участником данного рынка и просто собственником вагона, который фактически не участвует в перевозочном процессе и деятельность которого зачастую сводится к передаче в аренду принадлежащих ему вагонов, говорится в сообщении.
В целом принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и адаптации его под изменившуюся систему отношений на железнодорожном транспорте, что позволит решить наиболее чувствительные для отрасли проблемы, резюмирует пресс-служба правительства. (PortNews/Транспорт в Украине, СНГ, мире)