Как стало известно, министр промышленности и транспорта Хабаровского края Владимир Быченко временно отстранен от должности по ходатайству следствия. Решение принято судом в минувшую пятницу и связано с возбуждением против чиновника уголовного дела по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение полномочий). Поводом, по данным источников,  стала ситуация вокруг банкротящегося ХКГУП «Крайдорпредприятие», для прояснения которой следователи УФСБ уже приходили к господину Быченко в конце мая, сообщает корр. ИА AmurMedia со ссылкой на «Коммерсант».

Проблемы у главы краевого минпрома Владимира Быченко, напомним, начались 31 мая, когда к нему пришли следователи регионального УФСБ. Визит был нанесен в рамках расследования уголовного дела по ч. 2 ст. 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротстве). Вопросы следствия касались двух подконтрольных краевому минпрому предприятий: ХКГУП «Крайдорпредприятие» (с 2011 года находится в процедуре банкротства) и ОАО «Хабаровскводтранс» (на 100% принадлежит краевым властям). Через последнее «Крайдорпредприятие» в марте 2012 года заказало два судна на воздушной подушке типа СВП-30 («Мурена»). Для этого в рамках исполнения договора комиссии «Хабаровскводтрансу» было перечислено 190,9 млн рублей, но суда в срок поставлены так и не были.

Следствие посчитало, что списание крупной суммы нанесло ущерб интересам кредиторов «Крайдорпредприятия». Соответствующий договор от «Крайдорпредприятия» подписал его тогдашний гендиректор Алексей Оплечин (позднее уволился), от «Хабаровскводтранса» — его гендиректор Сергей Тивиков. Однако сделку в качестве министра согласовывал Владимир Быченко. По словам источника, чиновник отказался давать показания, «чтобы не давить на следствие», и с него лишь взяли подписку о невыезде. Не комментировал господин Быченко ситуацию и в СМИ, всю первую половину июня продолжая работать. Но 10 июня УФСБ по Хабаровскому краю возбудило в отношении Владимира Быченко уголовное дело по ч. 2 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, максимальная санкция — до семи лет лишения свободы), и 14 июня суд Центрального района Хабаровска по ходатайству следователя временно отстранил чиновника от исполнения обязанностей — на период проведения расследования.

По словам источника, знакомого с ситуацией, министр заподозрен в том, что именно по его указанию глава «Крайдорпредприятия» Алексей Оплечин заключил договор о поставке двух судов, а глава «Хабаровскводтранса» Сергей Тивиков вместо исполнения условий договора выкупил на поступившие средства задолженность «Крайдорпредприятия» перед УФНС и Сбербанком (порядка 52% от общей реестровой задолженности). Средства можно было бы использовать на погашение части долгов «Крайдорпредприятия», но господин Быченко, как считает следствие, сделать этого не позволил. Министр, полагают следователи, неоднократно вмешивался в финансово-хозяйственную деятельность банкротящегося предприятия, а путем выкупа задолженности через «Хабаровскводтранс» пытался поставить унитарное предприятие под свой полный контроль.

В управлении Генпрокуратуры в ДФО, чей глава Юрий Гулягин на прошлой неделе подверг Владимира Быченко жесткой критике за наличие задолженности по зарплате перед работниками «Крайдорпредприятия», подтвердили, что в курсе возбуждения второго уголовного дела. По словам источника, действия следователей в надзорном ведомстве нареканий не вызвали.

Сергей Тивиков на минувшей неделе пояснял, что заключил договор поставки судов с ХКГУП «Крайдорпредприятие» по просьбе последнего. «Представители унитарного предприятия обратились к нам за помощью, и так как сделка была согласована с краевыми министерствами промышленности и транспорта и имущественных отношений, мы не смогли отказать. Суда на воздушной подушке были заказаны ранее, и мы пытались найти им применение. Рассматривались разные варианты, в том числе удовлетворение транспортных потребностей “Крайдорпредприятия”»,— отметил он. Договоры строительства судов, подчеркнул глава «Хабаровскводтранса», на данный момент не расторгнуты, хотя Хабаровский судостроительный завод и затянул сроки работ. 6 июня Арбитражный суд Хабаровского края удовлетворил иск «Крайдорпредприятия» о возврате 190,9 млн рублей, выплаченных в пользу «Хабаровскводтранса». Но последний намерен оспаривать данное решение.

В УФСБ по региону комментировать ситуацию вокруг Владимира Быченко отказались. В краевом правительстве комментариев по данному поводу не дают с начала июня. Источник, знакомый с положением в отрасли, сказал, что господин Быченко, «возможно, наоборот, предпринимал действия по спасению “Крайдорпредприятия”». «Власти напрямую могут поддерживать предприятия лишь через госгарантии и в рамках выделения средств по контрактам, но не как кредиторы. И то, что ОАО “Хабаровскводтранс” выкупило большую часть долга предприятия, находящегося на грани ликвидации (кстати, ликвидацию компании можно произвести довольно просто), не лишено логики»,— считает он.

Владимир Быченко намерен обжаловать решение о своем отстранении.

Владимир Быченко возглавляет краевой Минпром с февраля 2011 года, до этого он был первым заместителем министра. В 1979–2009 годах господин Быченко работал на ОАО «КнААПО» (ныне Комсомольский-на-Амуре авиазавод, структура холдинга «Сухой»), а во власть пришел одновременно с нынешним врио губернатора Вячеславом Шпортом — также выходцем из КнААПО. Господин Шпорт руководит краем с мая 2009 года, в понедельник он был выдвинут в качестве кандидата в губернаторы от партии «Единая Россия». Чиновников краевого уровня в период нахождения у власти нынешнего главы региона суд ранее еще не отстранял. (news.mail.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)