10 июня представителям СМИ продемонстрирована работа первой в Украине автоматизированной системы весового контроля в с. Капитановка на дороге “Киев – Чоп”.
Несовершенство системы контроля за движением грузового транспорта привело к значительному разрушению украинского автодорог. 74% автомобильных дорог общего пользования спроектированы и построены в 1960-1970 годах под расчетную нагрузку от 6 до 10 т на ось, мостовые сооружения под общую массу транспортного средства до 36 т. С того времени нагрузки на украинские дороги, особенно транзитные направления, значительно выросли. Количество грузовых автомобилей полной массой свыше 3,5 т увеличилось в 2,36 раз. Более 20% общей массы товарооборота перевозится транспортными средствами полной массой более 12 т.
К тому же, многие перевозчики осуществляют неконтролируемые (без разрешительных документов) перевозки грузов с нарушением разрешенных весовых параметров. А существующие сегодня 38 передвижных и 1 стационарный пункт (на границе Львовской и Ровенской областей дороги “Киев – Чоп”) не в состоянии обеспечить контроль за движением сверхнормативных грузовых автомобилей.
Поэтому по дорогам общего пользования без соответствующих согласований и платы за вред, причиненный покрытию дорог, движутся транспортные средства, общая масса которых иногда достигает 70-80 т.
Кроме того, летом, при температуре воздуха выше +28 град. С, разрушительное воздействие перегруженных транспортных средств на асфальтобетонное покрытие дорог значительно увеличивается. По расчетам экспертов, сумма убытков дорожному хозяйству за летний период из-за несоблюдения ограничений движения при повышенной температуре может составлять вещее 2 млрд. грн. ежегодно.
При таких условиях сохранение покрытия от преждевременных разрушений является приоритетной задачей Министерства инфраструктуры и одной из главных задач “Укравтодора” и Укртрансинспекции.
Как недавно отметил вице-премьер-министр Украины Александр Вилкул, необходимо разработать комплекс мер, которые будут способствовать сохранению дорожного покрытия. В частности, внедрять в Украине европейскую систему контроля весовых норм и плату за пользование дорогами для грузового транспорта с нагрузкой на ось 11,5 т. Эти средства пойдут на обслуживание и строительство дорог. Также необходимо усилить ответственность и увеличить штрафы за превышение весовых норм тяжеловесными автомобилями.
Сплошной и постоянный весовой контроль за грузовым транспортом обеспечит система автоматического весового контроля и развитие сети таких пунктов. Это должно кардинально изменить положение работы по сохранению автомобильных дорог от преждевременных разрушений. Выявлять нарушения будет Укртрансинспекция. Ведомство станет контролировать внесение платы за проезд и взыскание административных штрафов.
Опыт европейских стран, внедряющих на дорогах автоматический весовой контроль свидетельствует о положительных тенденциях сохранения автодорог от преждевременных разрушений.
В Украине при поддержке правительства уже начато внедрение таких комплексов, первый из которых установлен за средства инвестора ООО “Стар Транс Евро” на 24-м км дороги “Киев – Чоп”. Система оборудована кварцевыми датчиками для взвешивания во время движения, индукционными измерительными элементами для определения скорости движения и цифровыми видеокамерами, что позволяет фиксировать номерной знак автомобиля, сам автомобиль, его массу, скорость и дату и время проезда.
Сенсоры (датчики) закладываются в покрытие дороги и соединяются с помощью кабелей с центральным блоком, куда и поступает вся информация.
В ближайшие годы планируется установить 60 таких пунктов весового контроля. (Trans-port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)