Российские чиновники придумали, как сделать долгосрочную инвестпрограмму РЖД бездефицитной: на ключевые проекты до 2018 г. предлагается выделить лишь 2,7 трлн. руб. Это почти вдвое меньше ранее запланированных, пишут “Ведомости”.

Объем инвестиций РЖД до 2018 г. должен быть 2,7 трлн. руб., говорят два источника, знакомых с материалами одного из профильных министерств.

В середине прошлого года РЖД представила в правительство проект инвестпрограммы до 2020 г. объемом 5,7 трлн. руб. Самостоятельно компания может профинансировать только две трети этой программы, где взять оставшиеся 1,9 трлн. руб., в проекте не указано.

Представитель РЖД не комментирует предложение правительства. РЖД до 2020 г. за счет собственных средств сможет профинансировать 3,2 трлн. руб., а если ввести в тарифе инвестсоставляющую в 3%, то значительно больше – 5,4 трлн. руб., уверяет источник, близкий к РЖД.

В инвестпрограмму РЖД до 2018 г. чиновники заложили модель долгосрочных тарифов “инфляция + 1,5%”, говорят собеседники “Ведомостей”. Но окончательной модели пока нет, уверяет один из них. Вокруг системы тарифообразования сейчас ведутся споры. Недавно министр транспорта Максим Соколов сказал, что долгосрочные тарифы не могут превышать инфляцию на 1 п. п. Но президент НП “Русская сталь” и владелец транспортного холдинга UCL Holding (владеет Первой грузовой компанией) Владимир Лисин выступил против привязки долгосрочных тарифов к инфляции и написал об этом в письме вице-премьеру Аркадию Дворковичу (ответ пока не получен).

Инвестпрограмма РЖД на 2,7 трлн. руб. до 2018 г. позволит профинансировать ключевые проекты компании, говорят чиновники, – БАМ, “Транссиб”, подходы к портам. Источники финансирования инвестпрограммы, которые предусмотрело правительство, – фонд национального благосостояния, Пенсионный фонд, бюджетные средства и собственные и заемные средства РЖД.

За счет размещения инфраструктурных облигаций (ВЭБ их выкупает за счет средств Пенсионного фонда) будет профинансировано строительство железнодорожных веток к Эльгинскому месторождению (40 млрд. руб.), ветки Междуреченск – Тайшет, строительство обхода Краснодара и обновление парка локомотивов, говорит один из собеседников “Ведомостей”. Деньги пойдут также на подходы к портам северо-запада и юга (Усть-Луга, Новороссийск и др.). На развитие БАМа и Транссиба (самые дорогостоящие инфраструктурные проекты РЖД) будет выделено 260 млрд. руб. из федерального бюджета. Их РЖД обещал премьер-министр Дмитрий Медведев еще весной. Остальное РЖД профинансирует сама. Ранее компания планировала занимать по 100 млрд. руб. в год, еще на 100 млрд. руб. в год монополия рассчитывала выпускать инфраструктурные облигации.

В инвестпрограмме РЖД, разрабатываемой правительством, нет высокоскоростных магистралей (ВСМ). В конце мая президент РЖД Владимир Якунин представил российскому президенту Владимиру Путину проект строительства ВСМ Москва – Казань стоимостью 928 млрд. руб. Компания рассчитывает, что уже в этом году из федерального бюджета будет выделено 16-18 млрд. руб. на проектирование трассы. Финансирование строительства высокоскоростных веток РЖД включили в обновленный вариант генсхемы развития железнодорожной отрасли до 2020 г. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)