Простой порожних составов на железнодорожных путях России будет обходиться перевозчикам “в копеечку”. А в случае возникновения угрозы социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности страны правительство получит право изъять у перевозчиков железнодорожные подвижные составы.

Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила проект закона, направленного на создание условий для повышения эффективности работы железнодорожного транспорта.

В законопроекте есть три основные новеллы.

Первая – сейчас в законодательстве нет положений, которые бы обязывали владельцев вагонов оплачивать занятие путей общего пользования свыше нормативного времени. Из-за этого пути часто превращаются в бесплатные парковочные места, на которых порожний вагон может находиться неопределенное время в ожидании наиболее выгодного груза. А это в свою очередь создает искусственный дефицит провозных мощностей. В связи с этим предлагается закрепить принцип платности занятия инфраструктуры общего пользования сверх нормативного времени и усилить ответственность за несвоевременную уборку с путей общего пользования порожних вагонов после выгрузки.

Вторая – документом предусмотрено, что по решению правительства страны железнодорожный подвижной состав, контейнеры могут быть изъяты у перевозчиков, операторов, иных владельцев на любой период времени, в который возникает угроза социально-экономической стабильности, обороноспособности, безопасности или другие случаи угроз России и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Третье – законопроектом предлагается актуализировать понятие “оператор железнодорожного подвижного состава”. Это изменение обусловлено тем, что при реализации программы структурной реформы на железнодорожном транспорте, сформировался рынок услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава под перевозки грузов. Но отсутствие четкой регламентации деятельности операторов и требований к операторам на практике не позволяет провести четкую грань между оператором – профессиональным участником данного рынка и просто собственником вагона, который фактически не участвует в перевозочном процессе и деятельность которого зачастую сводится к передаче в аренду принадлежащих ему вагонов.

“В целом принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит создать механизмы для оптимизации перевозочного процесса и адаптации его под изменившуюся систему отношений на железнодорожном транспорте, что позволит решить наиболее чувствительные для отрасли проблемы”, – говорится к пояснительной записке к документу.

Законопроект будет рассмотрен на заседании правительства. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)