На Петербургском экономическом форуме завершилась сессия “Баланс частных и государственных интересов в развитии новой мировой инфраструктуры”. Российские инфраструктурные интересы в дискуссии представляли советник президента РФ, экс-министр транспорта Игорь Левитин и старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов.
Говорили о специфике инфраструктурных проектов, рисках инвесторов, механизмах финансирования, государственных гарантиях и тех шагах, которые в России предпринимают для привлечения в такие проекты частного капитала, в первую очередь о государственно-частном партнерстве, а также об использовании пенсионных денег.
Точнее всех определил баланс частных и государственных интересов в инфраструктурных проектах И. Левитин: “Инфраструктура всегда будет в ответственности государства, независимо от того, чьи инвестиции, государственные или частные, потому что государство должно задавать параметры, цели, задачи. Стратегические приоритеты – за государством”.
Говоря о бюджетных ограничениях при реализации инфраструктурных проектов, И. Левитин назвал два альтернативных решения – это либо приватизация инфраструктуры, либо государственно-частное партнерство. У приватизации, отметил он, есть два недостатка. Первый, инфраструктура – это всегда монополия, и если монополия у частного лица, это создает неравную конкуренцию. Второй – это то, что весь объем рисков ложится на частника. По его мнению, при реализации инфраструктурных проектов, основную долю рисков государство должно брать на себя, поскольку речь идет о развитии экономики.
Продолжая начатую участниками дискуссии тему о роли Инвестиционного фонда в финансировании крупных проектов, И. Левитин сказал: “Инвестиционный фонд и создавался с целью оплаты проектов. Сейчас никто не хочет брать на себя оплату проектов. Вот будем обсуждать ВСМ (высокоскоростные магистрали) – РЖД запросили деньги из федерального бюджета, сейчас идет дискуссия. А кто должен выделить эти деньги? Что будет, если проект не пойдет? На ком будет висеть эта сумма? А сумма приличная. Вот Инвестиционный фонд как раз и создавался для этих целей. К сожалению, сейчас этот фонд не работает, и поэтому крупным инфраструктурным проектам сегодня просто стартовать – это уже проблема”.
Однако еще сложнее, чем найти деньги на проект, это найти людей, которые будут проектом управлять. “Управление проектом – главное, и здесь нужен персонал, а мы персонал вообще не готовим. Мы не можем у себя подготовить специалиста по ГЧП – в реестре специальностей российских вузов такой специальности нет”.
Отдельно И. Левитин остановился на вопросах регулирования тарифов со стороны государства и рассказал о том, что сейчас рассматривается возможность строительства отдельных жд путей, на которых тариф может быть публичным.
Поводя итог заседания, советник президента резюмировал: “Жизненный цикл инфраструктурного проекта гораздо больше, чем жизненный цикл правительства, которое принимает решение по этому проекту. Важно сделать так, чтобы эти циклы не влияли на сам проект. Тогда в слове ГЧП партнерство будет с большой буквы, а все остальные – с маленькой”. (SeaNews/Транспорт в Украине, СНГ, мире)
Еще о транспорте:
http://transukr.dp.ua/2013/05/20/rossiya-motoximiya-v-nabore.htm
http://transukr.dp.ua/2013/05/12/rossiya-zhara-ostanovit-dvizhenie-fur-po-trassam.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/12/rossiya-startuyut-prodazhi-minivena-seat-alhambra.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/12/italiya-nazvana-data-prezentacii-vnedorozhnika-ot-alfa-romeo.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/12/rossiya-pod-parusom-v-proshloe.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/10/rossiya-spectexnika-john-deere-byla-predstavlena-v-irkutske.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/07/belarus-avtoservis-vyvedut-iz-garazhej.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/06/italiya-novyj-strelovoj-avtopodemnik-ot-cmc.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/03/mirovoj-rynok-eksperty-vybrali-samye-nenadezhnye-avtomobili.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/07/ukraina-stali-dostupny-chery-kimo-amt-2013-goda.html
http://transukr.dp.ua/2013/05/14/rossiya-lacoste-i-passazhirskij-transport.html
http://transukr.dp.ua/2013/04/30/rossiya-v-moskve-poyavyatsya-ostanovki-oazisy.html