Как сообщает “Financial Times”, недавно опубликованные статистические данные свидетельствуют о неожиданном спаде в контейнерных перевозках в Бразилии в последние месяцы прошлого года. В результате возросли сомнения в интенсивности подъема, ожидаемого в 2013 г. в стране, имеющей в Латинской Америке самую крупную экономику. Экономисты “Maersk Line”, крупнейшего международного морского линейного перевозчика (на него приходится 15% всех контейнерных перевозок в Латинской Америке), связывают указанное сокращение частично с уменьшением на 3,1% бразильского экспорта в IV квартале 2012 г. относительно аналогичного периода 2011 г. Исполнительный директор “Maersk Line Brazil” достаточно скептически оценивает перспективы на 2013 г. Аналитиков пугают низкие показатели по целому ряду позиций.
Экономический рост в Бразилии в 2012 г. составил лишь 0,9% по сравнению с 0,3% в кризисном 2009 г. В 2011 г. национальная экономика выросла на 2,7% , а в 2010 г. – на 7,5% (сказалось влияние посткризисного подъема). Прошлый год правительство Бразилии начало с прогноза в 4,5%, однако затем несколько раз снижало его. В итоге ВВП Бразилии в 2012 г. составил 4,4 трлн. реал. ($2,2 трлн.). ВВП в расчете на душу населения достиг 22,4 тыс. реал. ($11,2 тыс.). Промышленное производство в прошлом году сократилось на 0,8%, а сельскохозяйственное – на 2,3%. Подъем в секторе услуг оказался относительно небольшим – 1,7%. Масштабы контейнерных перевозок отражают, прежде всего, тенденции, доминирующие в промышленности и аграрном секторе.
По инициативе президента Д. Руссефф были реализованы меры стимулирования потребления. Для придания импульса инвестиционной деятельности, развивающейся недостаточно динамично, взят курс на приватизацию в инфраструктурной сфере.
Для центральных властей Бразилии, намеревающихся добиться позитивных для себя итогов на выборах 2014 г., приоритетной задачей на нынешнем этапе является повышение темпов развития до 4% в год. Экономисты банка “Itau Unibanco” обращают внимание на благоприятные признаки в текущем году, позволяющие надеяться на рост экономики в ближайшей перспективе. Их прогноз прироста ВВП на 2012 г. (0,9%) оказался соответствующим реальному показателю. На этот раз они обращают внимание на активность в земледелии и животноводстве, а также на признаки уверенного роста в промышленности.
В то же время экономисты “Maersk Line” отмечают, что при сохранении на высоком уровне импорта в Бразилию некоторых видов сырья и потребительских товаров торговля, связанная с промышленным сектором данной страны и с глобальной промышленностью, оставалась относительно вялой.
Объем экспортных и импортных товаров, перевозимых по морю, вырос в 2012 г. на 2%. Однако в IV квартале был зарегистрирован спад (относительно того же периода 2011 г.) на 1,2%, тогда как в предыдущем квартале имел место незначительный рост – на 0,2%. В октябре-декабре 2012 г. экспорт сократился на 3,1%, импорт увеличился на 0,6%.
Экономисты “Maersk Line” ожидают продолжения роста мировой экономики в текущем году теми же темпами, что и в 2012 г., т. е. на уровне 2,5% в год. Руководители указанной компании полагают, что импорт потребительских товаров в контейнерах останется в 2013 г. значительным. (Терминал реализует различные виды контейнеров). Аналогичная ситуация сложится с импортом некоторых сырьевых товаров.
Правительство Бразилии разработало программу, нацеленную на повышение эффективности работы бразильских портов. Профсоюзы портовых рабочих подвергли подготовленный документ острой критике, тем не менее он, скорее всего, будет одобрен Национальным конгрессом. (БИКИ/Транспорт Украины, СНГ, мира)