Российский “Аэрофлот” рассматривает возможность выхода из глобального авиационного альянса SkyTeam, в котором состоит с 2006 г., и даже переход в другой авиаальянс, сообщили газете “КоммерсантЪ” несколько участников авиарынка, а также источники, близкие к компании и ее совету директоров. Один из собеседников сказал, что штраф за выход из альянса может составить $20 млн. Другой источник говорит, что вопрос поднимался на совете директоров “Аэрофлота” в связи с трудностями, возникшими при реализации планов по расширению маршрутной сети в США.
Партнер “Аэрофлота” по SkyTeam американская Delta предложила невыгодные тарифы на рейсы внутри США, в результате чего перелет из Москвы в города США с пересадкой в Нью-Йорке на рейсы Delta оказался вдвое дороже, чем в те же города через Франкфурт и с другими авиакомпаниями. Но правила альянса запрещают “Аэрофлоту” сотрудничество с перевозчиками из других объединений, хотя United Airlines (Star Alliance) предлагала более выгодные условия. Delta стремится привлечь больше пассажиров на свои трансатлантические рейсы, пояснил один из источников. “В итоге, несмотря на высокий спрос в России на авиаперелеты в США, “Аэрофлот” не может расширить маршрутную сеть”, – говорит собеседник.
Кроме того, в ходе обсуждений выяснилось, что “Аэрофлот”, вступая в SkyTeam, заключил невыгодные соглашения о ставках, применяемых при взаиморасчетах с партнерами по бонусным перевозкам пассажиров. “Аэрофлоту” приходится дороже платить другим членам SkyTeam за премиальные мили, использованные пассажиром на рейсах партнеров. Аналогичные ставки для партнеров в несколько раз ниже”, – поясняет источник.
Основной вариант – выход из SkyTeam и неучастие в других альянсах, говорит один из источников. По его словам, прямое сотрудничество с отдельными авиакомпаниями принесет большую выгоду, чем присутствие в альянсе. Впрочем, изучается и вариант участия в старейшем и крупнейшем объединении – Star Alliance,- у которого сейчас нет партнера в России, уточняет собеседник.
SkyTeam создан в 2000 г. В него помимо “Аэрофлота” входят Air France-KLM, Delta Airlines, China Airlines, AeroMexico. Ежегодный пассажиропоток участников альянса – 531 млн. человек. Рыночная доля – 19,3%. Всего в мире три глобальных альянса авиаперевозчиков. Первым в 1997 г. создан Star Alliance. Сейчас в него входит 28 авиакомпаний, крупнейшие – немецкая Lufthansa и американская United Airlines. Ежегодный пассажиропоток составляет 678 млн. человек. Доля на рынке – 26,4%. В 1999 г. создан OneWorld. В него входят 12 авиакомпаний, среди которых российская “Сибирь”. Лидеры – British Airways, Iberia, American Airlines. Пассажиропоток – 337 млн. человек в год. Рыночная доля – 14%.
Руководитель связей с общественностью Star Alliance Маркус Рюдигер сообщил, что компания ищет партнера в России, но в долгосрочной перспективе. В настоящий момент перевозчики альянса имеют хорошую маршрутную сеть, покрывающую территорию России. Поэтому альянсу не требуется немедленное заключение партнерства с российской авиакомпанией.
Источник в одном из инвестбанков отмечает, что сейчас в SkyTeam нет четкого лидера, на которого мог бы ориентироваться “Аэрофлот”. В то же время в Star Alliance главенствует Lufthansa, модель которой лежит в основе развития “Аэрофлота”. В Star Alliance также входит Turkish Airlines, являющаяся, по мнению участников рынка, ориентиром в технологическом развитии для многих авиакомпаний. Собеседник в совете директоров “Аэрофлота” подчеркнул, что, несмотря на проблемы, выход из SkyTeam не зависит от менеджмента, а является “политическим решением”. “Аэрофлот” обсуждал участие в SkyTeam с 2002 г. В 2004 г. глава перевозчика Валерий Окулов и руководство Air France как лидера SkyTeam подписали в Кремле соглашение о вступлении в альянс. Выбор объяснили давними партнерскими связями с французским перевозчиком. Сообщалось, что “Аэрофлот” вел переговоры со Star Alliance, но они не увенчались успехом, поскольку тогда “Аэрофлот” не устраивала экспансия Lufthansa в России и СНГ. Ожидаемый эффект от членства в SkyTeam “Аэрофлот” оценивал в $20 млн. в год. Источник в совете директоров “Аэрофлота” сказал, что в итоге маркетинговая выгода оказалась “незначительной”, не уточнив цифр.
Прецеденты выхода авиакомпаний из альянсов есть. Shanghai Airlines покинула Star Alliance в связи с объединением с China Eastern Airlines. В 2009 г. Continental Airlines (работает под брэндом United Airlines) перешла из SkyTeam в Star Alliance. Ирландская Aer Lingus вышла из OneWorld в 2007 г. в связи с переходом в сегмент низкобюджетных перевозок. Независимый эксперт по рынку авиаперевозок, обозреватель Aviation Week Йенс Флоттау считает, что сейчас многие члены авиационных альянсов стремятся создать прочные двусторонние соглашения или войти в капитал другого перевозчика ради увеличения прибыли. Альянсы, представляющие 80% мирового рынка авиаперевозок, поясняет эксперт, слишком ограничивают возможности участников.
Возможный выход ОАО “Аэрофлот” из альянса SkyTeam маловероятен и будет сопряжен с большими сложностями, в том числе с пересмотром маршрутной сети, считают аналитики.
Ранее газета “Коммерсант” со ссылкой на свои источники сообщила, что “Аэрофлот” может выйти из глобального авиационного альянса SkyTeam, в котором состоит с 2006 г. Штраф за выход из альянса может составить $20 млн. По данным газеты, авиакомпанию не устраивают условия работы с крупнейшими членами альянса, в частности c американской Delta Airlines. “Аэрофлот” также допускает переход в Star Alliance, лидером которого является немецкая Lufthansa. Официально в “Аэрофлоте” эту информацию не комментируют.
Совет директоров “Аэрофлота” на предыдущих собраниях уже рассматривал вопросы, касающиеся сотрудничества с авиакомпаниями из альянса, однако, по словам, источника близкого к совету, в такой формулировке, как выход из SkyTeam, вопрос не поднимался.
По словам источника, близкого к авиакомпании, “Аэрофлоту” не выгодно членство в SkyTeam, и проблема не только с Delta. Больше прибыли принесло бы заключение отдельных соглашений с авиакомпаниями, а вот членство в Star Alliance, в который входят такие компании как Lufthansa и Turkish Airlines, принесло бы еще больше выгоды. При этом источник считает очевидным, что решение это будет политическим.
“На наш взгляд, выход “Аэрофлота” из SkyTeam маловероятен. Во-первых, сегодня практически не осталось крупных и средних национальных перевозчиков, которые не входят в какой-либо альянс. Альянс позволяет расширить маршрутную сеть, что является крайне важным для реализации стратегии сетевого перевозчика, которой придерживается “Аэрофлот”, – отмечает аналитик ИК “Регион” Алла Юрова.
Во-вторых, отмечает аналитик, переход в другой альянс сопряжен со значительными издержками, в том числе серьезным пересмотром маршрутной сети для обеспечения стыковок. Кроме того, Lufthansa является бесспорным лидером Star Alliance, в результате ее переговорная сила может оказаться больше, чем у крупных зарубежных компаний из SkyTeam.
Аналитик “Инвесткафе” Андрей Шенк также отмечает, что выход из альянса приведет к потере связей с такими крупными игроками как Air France и China Airlines.
“Новость о возможном выходе “Аэрофлота” из альянса, скорее всего, вызовет негативную реакцию рынка, так как даже если дело в тарифах на американских направлениях и вопрос не политический, то выйдя из альянса, компания может потерять связи с другими крупными игроками, такими как Air France, China Airlines и крупными игроками из Латинской Америки, так как они по правилам альянса не смогут сотрудничать с “Аэрофлотом”, – заметил Шенк.
Все это, по его мнению, грозит компании падением пассажиропотока на международных направлениях, а также возможными проблемами с местами в крупных аэропортах, что приведет к замедлению темпов роста пассажиропотока, что сейчас является одним из основных драйверов роста капитализации компании, а в среднесрочной перспективе это приведет к снижению выручки и рентабельности. “Пока не появится конкретных договоренностей с альянсом Star Alliance, инвесторы будут с опасением относиться к разрыву отношений с прежним альянсом”, – говорит Шенк.
Решение о смене или выходе из альянса вряд ли может быть продиктовано только невыгодным предложением от Delta, говорит Андрей Рожков из “Метрополя”. “Конечно, в последнее время наблюдается более сильный рост пассажирооборота “Аэрофлота” в страны Америки по сравнению со странами Европы. В 2012 г. рост пассажирооборота в Америку составил 29% по сравнению с 17% в страны Европы. Однако не стоит забывать, что 33% транспортной выручки приходится именно на европейские маршруты по сравнению с 3,5% выручки от маршрутов в страны Америки”, – говорит он.
Возможно, что сотрудничество с другим альянсом принесет “Аэрофлоту” более выгодные варианты по маршрутам не только в США, но и в Европу, отмечает Рожков, в противном случае выход из альянса может оказаться опрометчивым.
Основным акционером авиакомпании является государство в лице Росимущества (51,17%), структурам бизнесмена Александра Лебедева принадлежит около 4,5%, “Аэрофлот-Финансу” – 5,7%, “Ростеху” – 3,55%. Free float авиакомпании – не более 10%.
“На мой взгляд, выход “Аэрофлота” из альянса может иметь как позитивное, так и негативное влияние на акции авиакомпании. Причем, если в решении будет политически мотивированным, реакция будет скорее негативной. Однако, если выход из альянса будет экономически оправдан, и будет иметь положительный долгосрочный эффект на утверждение “Аэрофлота” как одного из ведущих международных перевозчиков, то эффект скорее будет позитивным”, – отмечает Рожков.
Юрова в свою очередь говорит, что подобные планы не окажут существенного влияния на котировки акций компаний. (Trans-Port.com.ua/Транспорт в Украине, СНГ, мире)