Когда открывалось здание железнодорожного вокзала в поселке Нижний Бестях, его строители отпраздновали и День железнодорожника, и День строителя, который календарно еще только будет. На станции «Нижний Бестях» осталось еще много работы, вокзал лишь один из более сотни объектов комплекса, но зато это лицо станции, символ скорого завершения строительства и сдачи всей Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.

Девять лет назад в августе 2004 года в Томмоте прошла торжественная церемония укладки «серебряного звена» и открытия железнодорожного пассажирского вокзала. После этого были сотни километров рельс, уложенных в сложнейших условиях. Под дорожную насыпь вырывались тысячи кубометров земли, на смену которым укладывали проектные грунты. Местами насыпь возвышается над окружающим ландшафтом как высотный дом. Где-то ее окружают горы. Были пройдены мостовыми переходами ручьи и речки, собраны и уложены тысячи звеньев рельсо-шпальной решетки. Так шла дорога к Якутску. Президент страны Дмитрий Медведев уложил «золотое звено» линии в ноябре 2011 года, и вот теперь открылся вокзал. Девять лет мы ждали этого момента, и осталось подождать еще немного, до открытия движения по линии.
Вокзал проектировали в «Якутпроекте», и он сделан в виде якутской урасы, спроектирован и построен в классическом железнодорожном стиле. Это традиция, которая складывается в России скоро как два века. В отделке присутствуют элементы якутского стиля, и предполагается, что напротив, через дорогу, разобьют сквер и установят памятник национальному герою Манчары. Но это через дорогу, а на привокзальной площади водрузят настоящий паровоз с паровым котлом, какие ходили по железным путям в прошлых веках и скульптурную группу — бабушка с внучкой, встречающие поезд.

Впрочем, традиционность бестяхского вокзала только внешняя, внутри он представляет собой одно из самых современных сооружений Якутии, вобравшее в себя множество инновационных и сложных технологий. Взять хотя бы то, что он выполнен на металлическом каркасе, что дает сейсмоустойчивость до семи баллов. Свайное поле в два раза больше, чем под домами подобной площади (2005 кв. метров) в Якутске, потому что температура мерзлоты в Бестяхе выше, чем на другом берегу реки, всего минус 1,5–1,7 градуса. Внутри вокзала предусмотрены wi-fi, телевидение и телеграф, зал ожидания на сто человек, комната матери и ребенка, лифт для людей с ограниченными возможностями. Утепление с помощью утеплителя базальтового сделано по внешней схеме, которая в скором будущем, возможно, будет внедрена для всего строительства в Якутии. Предполагается, что вокзал будет обслуживать до 500 тыс. человек — во столько оценивается число потенциальных пассажиров железной дороги в Якутске и прилегающих улусах.
Вокзал — важный этап. Работы еще много, но строители уверены, что комплекс будет сдан в срок. Открытие пассажирского движения требует решения большого круга вопросов на уровне РЖД и ЖДЯ, но стройка, как таковая, идет к концу. В следующем году уже могли бы начать ходить пассажирские поезда из Нижнего Бестяха до Москвы или на первом этапе хотя бы до Нерюнгри, чтобы там пересаживаться в вагоны, следующие дальше. А грузовой поток по железной дороге на нужды строительства уже доходит до 2,4 млн тонн в год. Это больше, чем перевозят за навигацию речники. В потенциале железная дорога может полностью снять нагрузку с автотрассы «Лена», которую тогда перестанут раздавливать многотонные грузовики, превращающие ее в «дорогу смерти».
Но есть некая недосказанность в этой стройке. Логическим завершением должны стать грузовая и пассажирские станции в Якутске, путь, как обещал Дмитрий Медведев, должен прийти по мосту в столицу республики. Чтобы не было автотранспортного плеча в 50–60 км от станции до города, чтобы не надо было речникам везти грузы несчастные 10 км от железной дороги до причала в Нижнем Бестяхе, который еще только предстоит построить. Дорога должна прийти в Якутск, и только тогда можно будет по-настоящему отпраздновать завершение строительства магистрали.
А вообще на карте, висящей в вахтовом поселке строителей станции, пунктирной линией уже проложены железные дороги от Нижнего Бестяха на Магадан и на Аляску. Это должно свершиться в будущем. Как и дороги на Ленск и Олекминск от Усть-Кута, и дальнейший их заход в Якутск по левому берегу Лены. И будет когда-нибудь ходить электричка из Хандыги на Якутск через Чурапчу. Но пока это не оформленные в проекты и программы мечты. А сложившийся на строительстве линии Томмот — Нижний Бестях коллектив после завершения строительства, скорее всего, поедет на модернизацию БАМа и Транссиба. Поедет по железной дороге.
Осталось совсем немного подождать, и с открытого в воскресенье вокзала в Нижнем Бестяхе мы сможем под перестук вагонных колес ехать по родной Якутии, наблюдая в окно бескрайнюю тайгу, спешащие в даль ручьи и реки и парящих над составом соколов. Полтора века ждали, осталось меньше года. Дождемся. (gazetayakutia.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)