Федеральная антимонопольная служба (/ФАС) России получила жалобу от ассоциации морских и речных бункеровщиков на действия Центральной энергетической таможни. Об этом сообщили в пресс-службе ведомства.
Центральная энергетическая таможня (ЦЭТ) запретила заправку судов (бункеровку) на рейде. Свои действия таможня аргументировала отсутствием возможности контроля над объемами заправки судов в море. При этом топливо для заправки судов не облагается пошлиной.
22 августа ЦЭТ отправила соответствующую телетайпограмму. В распоряжении таможни было сказано, что бункеровка должна производиться исключительно у причальных стенок портов, а не “на рейде” (в море, в относительном удалении от берега). В случае отсутствия специализированного терминала необходимо использовать метод “второго борта”, при котором заправляемое судно швартуется к заправщику, стоящему у причальной стенки.
В письме к ФАС бункеровщики отмечают, что “требования, изложенные в телетайпограмме, нарушают положения антимонопольного законодательства, так как ограничивают бункерные компании в законной возможности осуществлять деятельность по снабжению судов припасами”. “Начальник ЦЭТ, действуя без учета специфики технологии бункеровочных операций и игнорируя законодательно предусмотренную возможность осуществления таможенного контроля судов на рейде, в нарушение вышеприведенных правовых норм, требует перемещения через государственную (таможенную) границу припасов исключительно у причальных стенок нефтеналивных терминалов”, – говорится в письме. Письмо подписано президентом ассоциации Виталием Ковалевым.
Представитель крупной бункерной компании на условиях анонимности сообщил, что в связи с распоряжением ЦЭТ бункеровка на рейде прекращена в Усть-Луге и Мурманске. “Запрет таможенной службы на бункеровку на рейде в российских портах приведет к перетоку услуг по бункеровке в иностранные порты: Таллинн, Копенгаген, Амстердам, Гамбург, что приведет к значительным потерям российских портов. Выпадающие доходы портов пока вряд ли можно будет компенсировать, учитывая, что бункеровка на рейде составляет значимую долю в общем объеме бункеровки в российских портах”, – отметил он.
“Нужно посмотреть на то, кому эта мера может быть выгодной. В частности, она может быть выгодной компании “Транснефть-Сервис”, которая работает в Приморске и Новороссийске, и связанным с ней коммерческим структурам. Эти компании могут использовать сложившуюся ситуацию как элемент конкурентной борьбы за право работать в порту Усть-Луга”, – сказала директор по развитию Portnews Надежда Малышева.
Ранее вопрос бункеровки поднимался на совещании 31 августа, посвященном социально-экономическому развитию Приморья, которое проводилось под руководством президента России Владимира Путина. Президент отметил, что в ситуации с бункеровкой судов в портах России необходимо разобраться, и предложил “вместе подумать над этим с участием правительства”.
Участниками Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков являются дочерние бункерные компании “Роснефти”, ЛУКОЙЛа, “Газпром нефти”, “Транснефти”, а также компании: “Альянс Плюс”, “Андия”, “Балтийская бункерная компания”, “Балтийская танкерная компания”, “Бункерная компания”, “Бункерная компания “Флагман Мурманск”, Бункеровочная компания “ТрансОйлБункер”, “ДельтаСервис”, “Контур СПб”, “МАРКА-Терминал”, МБК, “Морской траст”, “Невский Мазут”, “Нефтехим”, “Нефтехим-Бункер”, “НТ Бункеринг”, “Росмортранс”, “Росмортранс-Юг”, “Северо-западная топливная компания “Гросс”, “Си Инженеринг”, “Скадар”, “Сканшип Нева”, Торговый дом “Транзит ДВ”, “Транснефть-Сервис”, “ТНП Бункер”, “Трансбункер-Ново”, “Трансойл”, “Транс Ойл Сервис”, “Черноморская буксирная компания”, “ЭКОТэк”, “ЭРА” и Управляющая компания “ЮгБункерСервис”.
Эксперты оценивают потенциальные прямые убытки бункерных компаний от распоряжения Центральной энергетической таможни о запрете рейдовой бункеровки в $4,5 млн. в месяц, исходя из стоимости бункерного топлива в $600/т. ЦЭТ, структурное подразделение Федеральной таможенной службы (ФТС) России, планирует провести анализ ситуации на бункерном рынке после распоряжения начальника ведомства о запрете на рейдовую бункеровку. Ведомство, в частности, рассмотрит, как это распоряжение повлияло на работу бункерных компаний.
Директор по развитию Portnews оценила месячные потери бункерных компаний в $4,2-4,8 млн., исходя из стоимости бункерного топлива в $600/т и объема бункеровки в Усть-Луге в 7-8 тыс. т в месяц. “Кроме репутационных издержек, судовладельцы чаще всего будут вынуждены бункероваться в порту Роттердам вместо Усть-Луги, а затем заложат эти издержки в ставку фрахта. В итоге компенсировать эти издержки будут экспортеры нефти и нефтепродуктов, в частности, “Газпром нефть”, “Роснефть” и “ЛУКОЙЛ”, – сказала Надежда Малышева. Она также добавила, что сегодня топливо в Роттердаме стоит дороже российского примерно на $70-80/т, а это значит, что издержки нефтяных компаний могут дополнительно вырасти еще на $525-600 тыс. за месяц. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)