После фотосессии возле главного железнодорожного сооружения на окраине хутора совместно выдвигаемся к Малому Верхнеегорлыкскому пятипролетному мосту, находящемуся в трехстах метрах северо-восточнее своего большого «брата».

В левобережье, за виадуком, сооруженным с целью перехода железной дороги с одной стороны егорлыкской долины на другую, по прекрасно сохранившейся насыпи в сторону Сенгилеевской котловины тянется грейдер.

Даем ребятам возможность оторваться от нас, а сами, держа велосипедистов в поле зрения, неспешно катим следом.

Встающий на пути танковый полигон спортсменам и группе сопровождения приходится объезжать по склонам Недреманного хребта. После чего мы снова спускаемся к его подножию. Оставляя справа по ходу движения поселок Тоннельный, трясемся по грунтовке параллельно насыпи к кубанскому обрыву.

У входного портала Невинномысского канала выскакиваем на асфальт и снова наблюдаем ушедших в отрыв велосипедистов.

Не заходя в село Надзорное, поворачиваем на дорогу, стелющуюся вдоль кромки пойменного леса в направлении станицы Николаевской. За спиной, отдаляясь все дальше и дальше, остаются обволакиваемые дымкой силуэты Стрижамента и Недреманной. Сохранившиеся гидротехнические сооружения и насыпь Туапсинской «железки» прослеживаются на склонах западных отрогов Ставропольской возвышенности.

К полудню наша группа достигает станичных окраин и, сблизившись по бывшей железнодорожной насыпи до расстояния в семь-восемь метров с оконечностью Николаевского виадука, останавливается на обед.

Не менее впечатляюще, чем железобетонное сооружение, выглядит сухой глиняный каньон, через который столетие назад был перекинут 52-метровой длины 4-арочный монолит высотой в 20 метров. От моста прекрасно просматривается главенствующая на севере треугольная вершина горы Баба, на склонах которой рождается иногда доносящая свои воды до далекого Сенгилея река Земзюлька, в прошлом, по свидетельству Ф. Ф. Арканникова (1885), весьма богатая водой, в которой водились раки и щуки.

«В 7 верстах от станицы Николаевской, – как писал тот же автор, – на северо-западе находится большой курган, южная часть которого покрыта лесом; курган имеет форму сахарной головы и называется Острым».

От описания природных объектов вернемся к материальным свидетельствам существования «железки» в здешних местах. О делах давно минувших дней говорит нам виднеющийся впереди, за мостом, силуэт водонапорной башни – самой крупной на участке от Армавира до Ставрополя железнодорожной станции, с рассказа о которой мы начнем повествование о заключительном этапе автовелопутешествия.  (vechorka.ru/ Транспорт Украины. СНГ, мира)