Комитет по транспорту рекомендовал Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона №221543-6 “О внесении изменений в ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации” (по вопросу установки на борту воздушного судна технических средств, осуществляющих фото-, кино- и видеозапись мест нахождения пассажиров и членов экипажа воздушного судна), говорится в тексте заключения, подготовленном комитетом по транспорту.

Соответствующим законопроектом предлагается обязать эксплуатантов устанавливать на борту воздушного судна специальное оборудование, позволяющее осуществлять фото- и киносъемку, а также видеозапись мест нахождения пассажиров и экипажа воздушного судна. Законопроектом также предлагается установить указанное специальное оборудование, работающее в автоматическом режиме, в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна, а также получения объективных доказательств о противоправных действиях, произошедших на борту воздушного судна. По мнению авторов законопроекта, наличие указанного специального оборудования на борту воздушного судна будет сдерживать потенциальных правонарушителей общественного порядка от противоправных действий, а также позволит устанавливать причины возможных авиационных происшествий.

“Ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает порядок допуска к эксплуатации гражданских и государственных воздушных судов. Условием их допуска к эксплуатации, согласно действующему законодательству, является наличие сертификата летной годности. Фактически, предлагаемое нововведение выступает в роли дополнительного условия допуска к эксплуатации гражданских и государственных воздушных судов. При этом следует иметь в виду, что сертификат летной годности удостоверяет соответствие конкретного экземпляра воздушного судна так называемой “типовой конструкции”, утвержденной для воздушных судов этого типа. Типовая конструкция воздушного судна утверждается государством, имеющим юрисдикцию в отношении организации-разработчика данной конструкции воздушного судна, на этапах ее создания и сертификации. Сертификат типа воздушного судна подтверждает соответствие типовой конструкции требованиям к летной годности и охране окружающей среды. Сертификат типа воздушного судна определяет эталон типовой конструкции, применительно к которому в процессе инспектирования летной годности периодически проверяется каждый экземпляр воздушного судна, начиная с момента его выпуска с завода-изготовителя и на протяжении всего периода эксплуатации”, – говорится в материалах комитета по транспорту.

Кроме того, согласно общим техническим требованиям к летной годности экземпляра воздушного судна, утвержденным приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. №132 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации”, на экземпляре воздушного судна и каждом его компоненте должны отсутствовать изменения конструкции, которые не предусмотрены действующей эксплуатационной документацией (в том числе и сертификатом типа воздушного судна) и не согласованы с разработчиком воздушного судна.

“Таким образом, дооснащение воздушного судна оборудованием, не предусмотренным сертификатом типа воздушного судна и не согласованным с разработчиком воздушного судна, автоматически лишает конкретный экземпляр воздушного судна сертификата летной годности, что делает не возможным его дальнейшую эксплуатацию. В соответствии с нормами Приложения 8 к Конвенции о международной гражданской авиации “Летная годность воздушных судов” воздушные суда оснащаются приборами и оборудованием, необходимыми экипажу для его безопасной эксплуатации в пределах эксплуатационных ограничений. Поэтому, все предполагаемые к размещению на борту воздушного судна приборы и оборудование должны быть разработаны, испытаны и утверждены организацией-разработчиком конкретного типа воздушного судна, с внесением соответствующих изменений в конструкторскую, технологическую и сертификационную документацию, а монтаж осуществляться либо на предприятии-изготовителе конкретного экземпляра воздушного судна, либо на ремонтном предприятии организации-разработчика (организации-производителя). Очевидно, что принятие указанного законопроекта приведет к ситуации, когда к эксплуатации будут запрещены как гражданские воздушные суда, на которых отсутствуют “специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи”, так и гражданские воздушные суда, дооснащенные такого рода оборудованием, не предусмотренным сертификатом типа воздушного судна и не согласованным с разработчиком воздушного судна, поскольку каждое такое воздушное судно будет лишено сертификата летной годности. Сложившаяся ситуация, как видится, парализует деятельность гражданской авиации в Российской Федерации”, – также поясняется в документе.

Кроме того, согласно ст. 21 Воздушного кодекса Российской Федерации, гражданская авиация осуществляет воздушную перевозку не только пассажиров и их багажа, но и различных грузов, а также выполнение иных видов авиационных работ. В данной связи существует специализированный парк воздушных судов, предназначенных, например, только для перевозки грузов или выполнения иных видов авиационных работ. Предлагаемая авторами законопроекта правовая норма, в случае ее принятия, получит свое распространение не только на пассажирские воздушные суда, но и на другие специализированные воздушные суда гражданской авиации, выполняющие различные виды авиационных работ. Кроме того, оценивая концепцию законопроекта, следует также отметить, что авторы законодательной инициативы не внесли предложений по дальнейшему использованию данных, полученных в ходе применения специального оборудования, осуществляющего фото- и киносъемку, а также видеозапись, не определив механизм сбора, накопления, обработки и порядок хранения и распространения получаемой информации, также уточнили в Комитете по транспорту.

“Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона №221543-6 “О внесении изменений в ст. 36 Воздушного кодекса Российской Федерации” (по вопросу установки на борту воздушного судна технических средств, осуществляющих фото-, кино- и видеозапись мест нахождения пассажиров и членов экипажа воздушного судна)”, – подытожили в комитете. (Aex.ru/Транспорт Украины, СНГ, мира)