По итогам 9 месяцев Ейский морской порт занял второе место после Туапсе по перевалке угля среди российских портов Азово-Черноморского бассейна, погрузив на суда 750 тыс. т. Возможности для развития компании далеко не исчерпаны. О том, как планируется реализовать этот потенциал, рассказал генеральный директор ОАО “Ейский морской порт” Андрей Панычев.
– Как Ейскому порту удалось занять лидирующие позиции по перевалке угля в Азово-Черноморском бассейне?
– Мы единственная компания, которая занимается перевалкой угля в морском порту Ейск.
По сравнению с прошлым годом мы действительно увеличили перевалку угля почти на 15%, в то время как грузооборот украинских портов упал на 20-30%. Только в июле было перевалено рекордные 160 тыс. т c двух причалов. Украина предлагает более выгодные условия за счет тарифных скидок для российских транзитных грузов, и все же мы смогли убедить трейдеров выбрать именно нас по причине более качественного сервиса. Нам удалось существенно сократить время погрузки, повышая тем самым рейсооборот, и ближайшая цель – довести обработку судна до 24 часов. Кроме того, наши ставки достаточно привлекательны для клиентов.
Надеемся, такая динамика сохранится. Конечно, если говорить о системном повышении конкурентоспособности, и не только нашего порта, то здесь без участия государства не обойтись. В частности, одной из мер может стать установка спецтарифов на железнодорожные перевозки отдельных групп товаров в российские порты. Это важно и для трейдеров. Так, например, маржа угольных трейдеров сейчас низкая и “запас прочности” не позволяет терять даже небольшие деньги на издержки логистики.
– А какие шаги предпринимаете для увеличения пропускной способности порта?
– Мы понимаем, что инвестиции в развитие портовой инфраструктуры должны быть в большей степени связаны с увеличением производительности грузовых работ. Чем быстрее погрузится судно, тем выше оборачиваемость флота и тем эффективнее наша работа. На этом и строятся инвестиционные планы ОАО “Ейский морской порт” по развитию инфраструктуры своего грузового района. Для увеличения темпов погрузки регулярно обновляем перегрузочную технику. Например, в этом году мы купили современный английский перегрузочный комплекс, который позволит специализировать для погрузки угля еще один, уже третий по счету причал и увеличить в два раза скорость погрузки мелкой фракции энергетического угля.
Надо сказать, что уникальные современные технологии комплекса полностью обеспечивают его экологическую безопасность. Специальные кожухи закрывают транспортерную ленту и препятствуют распространению угольной пыли. Как и в большинстве российский портов, с пылением угля также борются оросительные пушки, похожие на те, которые снабжают снегом горнолыжные курорты.
Сейчас рассматриваем проект строительства современного портового элеватора с возможностью хранения до 60 тыс. т зерновых грузов. Инвестиции составят около $15 млн.
– Планы амбициозные. Есть ли сдерживающие факторы?
– Амбициозные, но не все зависит только от нас. Серьезный лимитирующий фактор для судоходства – малая глубина Азовского моря и ограничения подходного канала, в частности к нашему порту. Проходная осадка всего 4,5 м. По-хорошему, его надо углубить. Кроме того, в реконструкции нуждаются причалы. Канал, как и причалы, – это федеральные объекты. На совещании, посвященном перспективам развития портов в ключевых морских акваториях, которое проводил недавно Владимир Путин, говорилось о необходимости участия государства в инвестициях в портовую инфраструктуру. На примере Ейского порта видно, что без государственной поддержки такие объемные стратегические проекты реализовать невозможно.
– Что может дать углубление подходного канала?
– Это позволит вывести не только нас, но и другие порты Ейска на новый уровень конкуренции. При углублении канала и осадок у причалов порта до 7 м вполне реально “переманить” в Россию грузопоток из украинских портов. Дело в том, что все порты Азова так или иначе соперничают с портами Украины. Основные конкуренты – Керчь и Мариуполь. Там осадка у причала до 7-7,5 м, то есть на 3-4 м глубже, чем у нас. Это значит, что к ним могут заходить морские сухогрузы. Клиентам выгоднее возить, например, уголь большим флотом: на морских судах это традиционно дешевле, чем на судах типа “река-море”, которые обычно заходят в Ейск. К тому же в период навигации резко растет спрос на речные суда в устьевых и внутренних речных портах. И если бы наш порт был глубже, этот дефицит покрывался бы свободными морскими судами, которые есть в наличии.
– Расскажите о новых направлениях, которые вы развиваете?
– В последние годы мы стали перегружать казахский мазут. Это крайне энергозатратная и трудоемкая работа: сложность заключается в том, что при температуре ниже +40 град. C мазут теряет текучесть и не все терминалы готовы его принимать. Раньше весь казахский мазут шел в Таллин и Одессу, но в 2010 г. мы построили и ввели в эксплуатацию комплекс по перевалке мазута, а также подготовили технологию, способную “переваривать” такой непростой груз. По логистике наше направление более выгодное, что позволяет нам на равных конкурировать с такими крупнотоннажными портами, как Таллин и Одесса, по масштабам никак не сравнимыми с Ейском. Сейчас в нашем грузообороте мазут занимает третье место после зерна и угля.
Кроме того, мы готовы работать с металлами. До 2011 г. компания успешно переваливала металлопрокат Магнитогорского металлургического комбината – более 100 тыс. т в месяц. Порт имеет необходимую инфраструктуру и тяжелые краны для обработки грузов весом до 32 т. В этом отношении мы обладаем самыми крупными в регионе мощностями наряду с Туапсе и Новороссийском и интересны с точки зрения оптимизации экспортной логистики российских металлургических компаний при поставках клиентам Средиземноморского и Черноморского регионов. Для этого есть все условия: географическое положение, опыт, технологические возможности порта, тарифная политика компании.
– Как вы оцениваете перспективы порта, есть ли у него резервы для роста?
– При поддержании и обновлении погрузо-разгрузочной техники резервы для роста есть. Они небесконечны: при существующих условиях лимит порта ограничен 3 млн. т. Но мы думаем, что при желании клиентов идти через наш порт возможно увеличение грузооборота на 30%. Мы делаем все, чтобы это желание поддержать. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)