На фоне дефицита финансирования ОАО «РЖД» впервые решило использовать право повышать тарифы в рамках ценового коридора. В 2014 г. монополия может увеличить тариф на перевозку дизтоплива на 12%. Это обеспечит РЖД около 6,5 млрд. руб. Но цены на дизтопливо для потребителей могут вырасти минимум на 1%, а часть грузопотока уйдет на автотранспорт.
ОАО «РЖД» может увеличить тариф на перевозку дизтоплива на 12%, заявил вице-президент монополии Салман Бабаев. По его словам, решение связано с ростом цен на это топливо в 2012 г. на 9% (аналогичным был рост в 2013 г.). “Раз мы покупаем его дороже, то и возить дешевле не можем”, – объяснил топ-менеджер. Окончательное решение примет правление ОАО, скорее всего, оно вступит в силу в 2014 г.
Возможность регулировать тарифы на грузоперевозки ОАО «РЖД» получило в январе, когда ФСТ установила для него так называемый ценовой коридор. РЖД может снижать тарифы на 12,8% и повышать на 13,4% к уровню прейскуранта 10-01. С января РЖД использовали эту возможность несколько раз, но только для отдельных видов грузов и направлений. Так, в марте правление утвердило скидку в 10,8% для перевозки газового конденсата с 4 станций, а в августе – надбавки в 0,4-13,4% на перевозки ряда грузов через погранпереходы.
Крупнейшими отправителями дизеля в России являются “Роснефть”, «ЛУКойл» и “Газпром нефть” (около 55% рынка). В 2012 г. общий объем железнодорожных перевозок дизтоплива составил 56,1 млн. т, из них 22,3 млн. т было отправлено на экспорт, говорит Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. В 2013 г. объем перевозок дизеля по железной дороге должен сократиться до 54 млн. т, добавляет эксперт. РЖД может выручить за перевозку топлива по текущему тарифу порядка 52-54 млрд. руб. по итогам 2013 г., подсчитал глава “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров. По его оценке, если ОАО «РЖД» проиндексирует тарифы на 12%, это принесет дополнительные 6,5 млрд. руб. Владимир Савчук опасается, что из-за индексации железнодорожных тарифов объемы внутренних перевозок дизтоплива автотранспортом увеличатся и железная дорога может потерять в 2014 г. до 1-2 млн. т грузовой базы.
По словам источника на топливном рынке, индексация тарифа на перевозку дизельного топлива может в январе увеличить расходы конечных потребителей. Основной объем дизельного топлива перевозят по железной дороге, его потребителями помимо РЖД являются владельцы независимых АЗС, нетфетрейдеры, ВПК, коммунальное хозяйство. По оценке Максима Назарова из Reuters, среднее увеличение стоимости тонны дизтоплива исходя из текущих котировок после роста тарифа может составить в среднем 1%. Источник в одном из НПЗ подтверждает, что увеличение тарифа “неминуемо отразится на стоимости дизельного топлива”, инициатива РЖД “идет вразрез с поручением президента о сдерживании тарифов естественных монополий”.
В сентябре правительство решило заморозить тарифы естественных монополий на 2014 г. Глава ОАО «РЖД» Владимир Якунин оценил потенциальный убыток компании от этого в 93 млрд. руб. Позже ОАО «РЖД» предложило сохранить индексацию тарифов на перевозку нефтеналивных грузов. По оценке монополии, повышение тарифов на 6% может принести ей дополнительно 16 млрд. руб. Ранее правительство утвердило инвестпрограмму РЖД на 2014 г. в 395 млрд. руб. и согласилось выделить монополии 78 млрд. руб. субсидий (с учетом пассажирских перевозок). Вопрос с индексацией тарифов на нефтеналивные грузы остался открытым. Источник в ОАО «РЖД» сообщил, что он передан на доработку в Минтранс и Минэкономики. Он добавил, что, если государство согласится проиндексировать тарифы на нефтеналивные грузы, вопрос с тарифами на дизельное топливо будет специально обговорен, двойного повышения не произойдет. (Rcc/Транспорт Украины, СНГ, мира)