В этом смысле высказался вчера руководитель ФТС Андрей Бельянинов при подходе к прессе после выездного заседания коллегии ФТС в Санкт-Петербурге.

Андрей Бельянинов на самый острый вопрос последних дней по ситуации с международными автоперевозками в первую очередь отметил, что система МДП очень эффективна и доказала свою жизнеспособность, в отличие от российского гарантийного объединения автоперевозчиков – АСМАП. Это следовало понимать в том контексте, что ФТС готова модернизировать использование этой гарантийной системы, но хотела бы сделать это без участия АСМАП, “изжившей себя”. В ходе общения с руководителем таможенной службы России стало вполне понятно, что он не может позволить себе ни резких высказываний, ни конкретных обещаний по книжкам МДП, поскольку официальных документов в виде поручения вице-премьера Игоря Шувалова по результатам прошедшего несколько дней тому назад совещания, еще нет. А, значит, пока и не стоит ждать официального заявления пресс-службы ФТС по данному вопросу. Автоперевозчиков ожидают несколько дней напряженного ожидания и проблемы при таможенном оформлении транзита.

На совещании с контролирующими ведомствами, таможней, Минэкономразвития и Минфином у первого вице-премьера Игоря Шувалова принято решение продлить действие книжек международных дорожных перевозок (МДП или TIR). Как рассказали источники в нескольких федеральных ведомствах, принимавшие участие во встрече, соглашение будет действовать еще полгода до 1 июня 2014 г. Об этом также знает собеседник в деловом сообществе. Представитель секретариата вице-премьера от комментариев отказался.

“Было совещание у Игоря Шувалова, и он принял политическое решение вернуть книжки”, – сказал источник в одном из ответственных ведомств. Официально об этом решении руководство Федеральной таможенной службы (ФТС) должно объявить в ближайшие дни.

Таким образом, решение ФТС разорвать гарантийное соглашение с АСМАП (Ассоциация международных автомобильных перевозчиков) признано нелегитимным, а таможне дано указание возобновить действие конвенции TIR во всех регионах.

В то же время руководству таможни было предписано найти компромисс и заключить новое соглашение с АСМАП. Если эти переговоры не увенчаются успехом, то, как было решено на совещании, для выбора нового гарантийного объединения будет проведен конкурс.

Книжки TIR по Таможенной конвенции ООН применяются для обеспечения таможенного транзита в 68 странах, в том числе и в России. В каждой из них действует гарантирующее объединение, уполномоченное Международным союзом автотранспорта. В России – это АСМАП, которая и продает перевозчикам книжки TIR.

Причиной попыток таможни расторгнуть соглашение с АСМАП стал конфликт. Предмет спора – 20,8 млрд. руб., которые, по мнению ФТС, ассоциация ей задолжала. Из них порядка 10 млрд. – пени. В АСМАП, в свою очередь, признают претензии с 2004 г. менее 1 млрд. руб. ФТС неоднократно пыталась списать эту задолженность, но тут уже возражал Минфин. Кроме того, источники отмечают, что лично у главы президента АСМАП Сергея Москвичева с руководством таможни “отношения на ножах”, что и подливало масло в огонь.

День икс, когда таможня окончательно планировала отказаться от книжек TIR, переносился уже несколько раз. Сначала бизнес уведомили, что таможня перестанет принимать книжки для обслуживания транзита грузов 14 августа. Позднее, после переговоров с предпринимателями, эта дата была отсрочена на месяц. А уже в сентябре глава ФТС Андрей Бельянинов заявил, что новые правила до 1 декабря будут действовать только в таможенных управлениях Сибири и Дальнего Востока. По всей стране этот порядок планировалось ввести с 1 декабря.

Получить официальный комментарий в таможенном ведомстве не удалось.

Еще один участник совещания у Шувалова сказал, что правительство хотело бы повлиять на ситуацию, поскольку в TIR у России порядка 30% от общего объема перевозок, но “всего лишь один голос и организация медленно поворачивает лицо к России”. Кроме того, в рамках Таможенного союза уже принято решение создать собственную международную организацию, которая займется обеспечением транзитных перевозок, напомнил он. В то же время спешить с выходом пока нет альтернативы не будут. Главное – не навредить, отметил основной посыл совещания у первого вице-премьера федеральный чиновник.

Решение о прекращении взаимодействия с АСМАП привело бы к повсеместному стремительному росту очередей и недовольства, что негативно сказалось бы на бизнесе, сообщил глава комитета “Деловой России” по внешнеэкономической деятельности и таможне Виталий Сурвилло. “Если такое решение принято у Игоря Ивановича, мы, конечно, будем это приветствовать. Не важно на какой срок. Но при этом обращаем внимание, что необходимо приступить к выработке параллельных механизмов либо отрегулированию отношений между АСМАП и таможней”, – сказал Сурвилло.

Любые действия должны быть направлены в первую очередь на то, чтобы прохождение таможни становилось более удобным и дешевым для бизнеса, но предложение таможни привело бы к обратному эффекту, считает вице-президент “Деловой России” Илья Семин. Для поиска оптимального алгоритма дальнейшей работы системы страхования международных перевозок стоит привлечь бизнес-сообщество, уверен он. “Самым правильным в данной ситуации было бы пролонгировать срок действия книжек МДП, скажем, на полгода, и за это время провести консультации с российским бизнес-сообществом и предложить профессиональное понятное решение, которое устроит бизнес”, – считает Семин.

Представитель “Общероссийского народного фронта” депутат Госдумы Александр Васильев поддерживает это решение, поскольку отказ от TIR с 1 декабря при отсутствии реальной альтернативы негативно сказался бы на имидже страны. “Когда президент говорит, что нужно увеличивать транзитную составляющую и инвестиционную привлекательность, а принятые решение ведут к обратному, необходимо отыграть ситуацию, чтобы еще раз обсудить и принять верные решения”, – сказал Васильев. (Trans-port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)