Минэкономразвития предлагает лишить РЖД права устанавливать стоимость железнодорожной перевозки в границах ценовых пределов. Об этом сообщил министр экономического развития Алексей Улюкаев: “Есть предложение вернуться к системе, когда ФСТ непосредственно располагает такими возможностями, и изъять его из права компании”. Ранее такое предложение высказывали и топ-менеджеры РЖД, вспоминает источник в профильном ведомстве. Но президент Владимир Путин считает, что право регулировать тарифы может остаться в компании. “Есть представители государства в этой компании, все это можно регулировать своевременно”, – сказал он. Сейчас предложение лишить РЖД права устанавливать тарифы в границах коридора серьезно не обсуждается, уверяет собеседник.
С этого года РЖД может самостоятельно устанавливать тарифы в границах коридора от -12,8% до +13,4%. До сообщения о планах правительства заморозить в 2014 г. тарифы на услуги естественных монополий (в том числе и РЖД) железнодорожная монополия только снижала тарифы для отдельных грузоотправителей. Например, с 1 июня НЛМК Владимира Лисина получил скидку в 11,8% на экспортные перевозки черных металлов к портам юга и северо-запада. Скидку в 8,3% получил на нескольких маршрутах и “Новатэк” Геннадия Тимченко и Леонида Михельсона. В сентябре РЖД решила предоставить скидку на 12,8% до конца года на перевозки нефелинового концентрата в Пикалево. Но после решения о нулевой индексации РЖД подняла тариф на 13,4% на экспортные перевозки газолина и газоконденсата. Монополия также предлагала повысить стоимость перевозок угля на Дальний Восток (самое выгодное направление) – на 13,4%. Но в итоге решение об индексации стоимости перевозок угля РЖД отменила.
В начале декабря РЖД приняла решение до 31 декабря 2014 г. повысить тариф на перевозку дизтоплива на внутреннем рынке на 12,5% и на 13,4% – стоимость перевозки грузов на экспорт через пограничные переходы в Дальневосточном федеральном округе. В том числе на перевозки нефти и нефтепродуктов. Ранее РЖД предлагала повысить тариф на все перевозки нефти и нефтепродуктов на 6%. Но Путин вчера заявил, что нефтяные компании “жалуются” на возможное удорожание железнодорожных перевозок. “Мы чего, за счет нефтянки всю остальную экономику будем держать? На одну отрасль все перегрузим туда?” – негодовал президент. Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что решения об индексации тарифов на перевозку нефти и нефтепродуктов в 2014 г. не принято. Ранее представители “Газпром нефти”, “Роснефти” и “Башнефти” от комментариев отказались. Связаться с представителем “Лукойла” не удалось.
РЖД планирует заработать на индексации тарифов в 2014 г. 16 млрд. руб., следует из материалов компании. Это позволит монополии не допустить убытка. Ранее правительство согласилось компенсировать РЖД эффект от замораживания тарифов субсидией в 26 млрд. руб. (Trans-Port.com.ua/Транспорт Украины, СНГ, мира)